Росфинмониторинг получил право требовать от кредитных организаций информацию о любых операциях и счетах их клиентов, в том числе о вкладах граждан. Такие поправки в действующий «антиотмывочный» закон 8 ноября подписал президент России Дмитрий Медведев.
В настоящее время обязательный контроль установлен только за отдельными видами операций с наличными денежными средствами (например – зачисление на счета организаций и пр.) на, как правило, крупную сумму (от 600 тысяч рублей). Однако, по мнению руководства Федеральной службы по финансовому мониторингу, такой подход не соответствует рекомендациям международной Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF). В частности, действующая норма российского закона не учитывает случаи снятия или зачисления наличных на счета граждан. Принятые поправки расширяют полномочия надзорного органа. При этом объем и характер запрашиваемой информации об операциях и счетах (независимо от суммы) делегировано определить правительству России.
В то же время приняты и некоторые либеральные изменения. Так, риелторы, нотариусы, юридические и иные компании, совершающие сделки с недвижимостью, больше не обязаны сообщать о заключенных договорах аренды и иных сделках, не влекущих переход права собственности (даже на сумму свыше 3 млн рублей). Любые организации (будь то банк, лизинговая компания, финансовая или другая компания) не должны согласовывать с Росфинмониторингом правила внутреннего контроля, а срок предоставления сведений о контролируемых сделках увеличен с одного до трех рабочих дней.
Кроме того, с 22 ноября жесткие административные санкции (включая дисквалификацию должностных лиц кредитных и иных организаций) не могут применяться в случае, когда обязательная информация не была направлена в уполномоченный орган из-за технического сбоя программного обеспечения. Отметим, что изначально законопроект, предложенный Росфинмониторингом и внесенный в Госдуму правительством России, предусматривал обязанность всех организаций «стучать» о любых наличноденежных операциях на сумму свыше 600 тысяч рублей. В ходе рассмотрения этого документа в федеральном парламенте депутаты указали на абсурдность этой нормы, вводящий тотальный контроль за любыми покупками (например, автомобилей, паев и пр.), вкладами и т.д. Также было неясно, на кого возлагалась обязанность собирать такую информацию (то есть включались ли в «антиотмывочную» кампанию все магазины, автосалоны и др.). Спорную норму удалось исключить из законопроекта.