В прокат вышло «Восстание планеты обезьян» – вторая по счету попытка оживить семидесятническую эпопею про мир, похожий на наш, но населенный гориллами. И, видимо, последняя: очевидным образом антиутопическая сага выродилась в умильную сказочку про невоспитанных зверюшек.
Первую попытку придать почти свифтовской саге о планете, наводненной вместо людей шибко умными обезьянами, предпринял десять лет назад Тим Бертон – и потерпел фиаско. Вполне понятно, почему: единственное, что про замечательную пятерку «обезьяньих фильмов» 70-х помнит рядовой зритель, – что они аккуратно собирали «Оскары» за лучший грим. И визионер Бертон, помешанный на ярком и эффектном, заклеил шерстью хороших актеров с ног до головы, сделав их неузнаваемыми и получив на выходе аляповатое нечто. Учтя его ошибки, автор нынешней реинкарнации «Планеты обезьян» британец Руперт Уайатт пошел с противоположного конца – того, где не грим и не фантастика, а смысл. И вполне смог придать саге новое звучание, пусть и совсем не то, какого можно было бы ожидать.
Из всех фильмов «обезьяньей саги» «Восстание» ближе всего к «Битве за планету обезьян» – даже рабочее название у фильмов одно. В сюжете тоже хватает пересечений: молодой ученый Уилл Родман (Джеймс Франко) одержим идеей разработать лекарство от болезни Альцгеймера, которой страдает его отец. И вроде как разрабатывает и вводит сыворотку подопытной самке шимпанзе. Та, правда, опыт проваливает, но зато рожает детеныша, который оказывается феноменально умным и способным: решает головоломки, изъясняется жестами и неприхотлив в быту. Играет примата Энди Серкис – заслуженный комик и мастер перевоплощения во всяческую нежить еще со времен «Властелина колец», где изображал Голлума. По неприятному стечению обстоятельств обезьянку – Серкиса отправляют в приют, с нею плохо там обращаются, и в результате Серкис поднимает восстание приматов, и начинается вольная экранизация сказки Чуковского «Крокодил».
В общем, даже у Чуковского тоже была антиутопия, даром что написанная во время Первой мировой. Но осовременить что-либо без уменьшения масштаба сегодня, видимо, невозможно. Как следствие – антиутопия, причем очень и очень злая, порой на грани политической сатиры или памфлета – может существовать в наши дни даже с аналогичным сюжетом, но только в виде невиннейшего семейного кино. Чтобы было понятно, собственно восстание приматов всех мастей начинается где-то за полчаса до финальных титров – основная же часть фильма ближе к умильным лентам про домашних питомцев: какому-нибудь «Бетховену» или, прости Господи, «Кошкам против собак». Про милых и вежливых, феноменально умных зверюшек, которые время от времени шалят. Тем более круто выглядит поворот на 180 градусов, когда шалости домашних животных оборачиваются разрушениями памятников архитектуры и взрывами.
Да, приходится признать простую вещь: иначе с «Планетой обезьян» было в наше время не справиться. Слишком силен политический подтекст в оригинале – насчет внешней угрозы и той бездны, в которую прямиком катится мир. Современного эквивалента всем этим идеям попросту нет. Не потому что идей нет – их как раз избыток. Просто ярко выраженная политическая позиция – не только в сугубо зрительском кино, но и вообще – нынче понимается исключительно как дурной вкус. И лучшего жилища, чем невинное семейное кино, для нее пока что не существует, не обессудьте.
Иван Чувиляев,
«Фонтанка.ру»
Фото: Sarafan.
О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «Кино»