Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Образ жизни Возраст строптивости. Как не сорваться и как понять?

Возраст строптивости. Как не сорваться и как понять?

5 709
images.yandex.ru

Когда возраст ребенка приближается к трем годам, знающий родитель готовится принять на себя шквальные удары непослушного характера, нескончаемый поток капризов и необоснованного противодействия. Три года – это критический возраст не только для малютки, который впервые осознает свою личность и пытается с ней справиться, но и для родителей: как не сорваться на капризулю, как понять, чего малыш действительно хочет, как реагировать на бесконечное «Я сам», слезы, крики, вопли?

Кризис трех лет – это неизбежно?

Ваш ребенок не разлюбил вас, не возненавидел весь мир – просто развитие его личности вступает в новый серьезный этап. Возрастной кризис можно сравнить с болезнью, которой обязательно нужно переболеть, чтобы выработать иммунитет: защиту, которая станет опорой для организма в дальнейшем. То, как человек переживет свой первый кризис личности, будет влиять на аналогичные переживания, которые неизбежно настигнут человека в старшем возрасте.

Каждый кризис завершается некими психологическими новообразованиями: это тот урок, который детка извлекает из своих жизненных трудностей. В три года возникает новое ощущение своего собственного Я. Это некий рубеж, когда ребенок начинает задумываться о том, кто он и что он может. Согласитесь, такие вопросы мучают и многих взрослых. Поэтому не стоит относиться с пренебрежением к таким серьезным вопросам, пусть даже возникают они в трехлетнем возрасте.

«Кризис трёх лет» - это часто звучит из уст родителей с неподдельным ужасом, - говорит психолог Мария Зоря. – Поэтому, во-первых, уточню, что кризис трех лет – нормативный, то есть естественный кризис. Это не плохо и не хорошо, это просто психологический факт. Собственно, слово кризис не должно иметь негативную окраску. Кризис – это момент внутреннего преобразования, когда происходит рост. Кризис трех лет связан с тем, что ребёнок обнаруживает свое Я, то есть, иными словами, обнаруживает себя самого, отдельного от окружающего мира, от других людей. В это время он становится более подвижным, более энергичным, любознательным, начинает радостно и громко говорить при каждом удобном случае «Я сам!» И вот это «Я сам!» - очень, очень и очень важно. Ребёнок учиться быть самим собой, быть самостоятельным и инициативным. Даже в играх, в общении со сверстниками, у него появляются целенаправленные действия. Негативизм - «нет», «не хочу», «не буду» - тоже объясним. Это выражение того же самого противопоставления себя миру. То есть ребёнок «пробует на вкус», как это – быть отдельным человеком».

Семь кризисных симптомов

Лев Семенович Выготский, известный советский психолог, определил у трехлеток первый пояс симптомов, или, как он его назвал, семизвездие кризиса трех лет.

Первый тревожный звоночек для родителя – негативизм. Детка отказывается делать что-либо не потому, что есть определенные причины для этого, а просто из принципа, из-за того, что предложение внес кто-то из вне, а не сам ребенок. «Девочка на 4-м году жизни, с затянувшимся кризисом трех лет и ярко выраженным негативизмом, хочет, чтобы ее взяли на конференцию, на которой обсуждают детей, - пишет в своей статье Лев Выготский. – Я приглашаю девочку. Но, так как я зову ее, она ни за что не идет. Она упирается изо всех сил. «Ну, тогда иди к себе». Она не идет. «Ну, иди сюда» — она не идет и сюда. Когда ее оставляют в покое, она начинает плакать. Ей обидно, что ее не взяли. Таким образом, негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему аффективному желанию. Девочке хотелось бы пойти, но потому, что ей предложили это сделать, она никогда этого не сделает».

Упрямство. Не путать с настойчивостью. Упрямство - это реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Упрямство связано с первоначальным решением ребенка: на ваше предложение он ответил отказом и сколько бы доводов, самых очевидных, вы ни приводили, ребенок свою позицию менять не хочет.

Строптивость. Бунт против норм воспитания. Строптивость, в отличие от негативизма, безлична. Она направлена не против человека, а против образа жизни, сформировавшегося за эти три года. Строптивость красной линией проходит среди всех присущих кризису черт, и даже сам период получил название «возраст строптивости».

Своеволие. «Я сам!» – восклицает трехлетка. Это стремление к самостоятельности, повсеместная, беспрестанная проверка своих сил на прочность.

Далее идут второстепенные симптомы. Протест-бунт: объявление войны всем окружающим, постоянные ссоры. С этим связан симптом обесценивания – ребенок может выкинуть любимую игрушку, назвать маму дурой, грозиться ее убить, если она, к примеру, не дала ему шоколад. Последний симптом – двойственный. В семьях с одним ребенком это деспотизм: «Всё должно быть именно так, как я сказал». В семьях с несколькими детьми – это ревность.

«У невропатических детей именно в кризисе трех лет мы нередко видим появление невротических реакций, например, энурез, т.е. ночное недержание мочи, - пишет Выготский. – Ребенок, привыкший к опрятности, при неблагополучном течении кризиса часто возвращается в этом отношении к ранней стадии. Ночные страхи, неспокойный сон и другие невропатические симптомы, иногда резкие затруднения в речи, заикание, крайнее обострение негативизма, упрямства, так называемые «гипобулические припадки», т.е. своеобразного вида приступы, которые внешне напоминают припадки, но, по сути дела, не являются болезненными припадками в собственном смысле слова (ребенок трясется, бросается на пол, стучит руками, ногами), а представляют собой крайне заостренные черты негативизма, упрямства, обесценения, протеста».

Советы родителям

Известный психолог Мария Лисина важнейшим атрибутом, целью, итогом развития кризиса трех лет называет гордость за достижения. В период кризиса ребенок начинает стремиться к результату своей деятельности, а не просто наслаждаться процессом. Ему важно демонстрировать свои успехи взрослому и также важно получить от них одобрительную оценку. И, наконец, в этом возрасте ярко проявляется обостренное чувство собственного достоинства, формируется самооценка – залог успешности чада в будущем. В этот период важно настроить маленького человека на положительное восприятие себя и мира в целом. «Часто родителям не хватает терпения, - продолжает психолог Мария Зоря. – Понятно, что у родителей свои, взрослые, дела, поездки, планы, обязательства и запас энергии поменьше, чем у ребёнка. Но тем не менее, необходимо осознать, что когда спешащая мама говорит «Так, сейчас я тебя одену и поедем в магазин. Сейчас же иди сюда!», в то время как ребёнок занят строительством грандиозного замка, это приводит к печальным последствиям будущих лет, когда эта же мама будет жаловаться подругам, что ребёнок ничего не хочет делать сам, его ничто не интересует или интересует, но он ничего не доводит до результата, бросает занятие на середине пути. Не следует резко прерывать игры ребёнка, нужно дать возможность довести игру до итога.

Кричать, торопить, дёргать – тоже не стоит. Наберитесь терпения. Спрашивайте его мнение во всех возможных для этого ситуациях. Не используйте постоянно слова «Нет» и «Нельзя», пробуйте строить предложения через «Да». Например, не «Нельзя идти на красный свет», а «Можно идти на зелёный свет». Это очень утрированный пример, но, надеюсь, суть ясна – общайтесь через позитив, а не через негативные запреты. Не усердствуйте в переключении на другие предметы или занятия («Давай лучше вот эту книжку почитаем», «Давай лучше вот туда сходим погулять» и т.д.), так как это заглушает право на собственную инициативу, ребенок привыкает, что кто-то другой лучше знает, куда надо идти и что делать. Лучше, опять же, пробовать использовать иную формулировку, предлагать альтернативу, спрашивая мнение ребёнка («Может быть, ты хочешь…?», то есть поясняете, что есть ещё и вот такой вариант)».

Психологи советуют относиться к трехлетке в некоторой степени как ко взрослой самостоятельной личности, потому что малышу такое отношение необходимо в этом возрасте. Нельзя отчитывать, ругать, кричать на него прилюдно – это унижает личность человека. На упрямство и строптивость нужно реагировать долгими, настолько, насколько это необходимо, разговорами, разъяснениями причин и следствий. Это будет первым кирпичиком, заложенным в адекватность будущего взрослого. Ведь кризис трех лет мотивирован именно отношениями в социуме: первопричиной негативных реакций малыша служит не сама суть ситуации, а отношение с людьми и, конечно, с самим собой. Личность ребенка и окружающий мир начинают взаимодействовать по другим правилам.

Дайте ребенку время как следует изучить себя и свои возможности в этом мире, за ваше терпение в награду вам будет полноценная, интересная, сильная личность, которая способна добиться успеха и жить в гармонии, будучи уже взрослой.

Елена Шайдаева

P.S А каким был кризис 3 лет у вашего ребенка. Как вы реагировали? И что из этого получилось? Пишите в блоге "Фонтанки".

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях