Читатели «Фонтанки» с приходом лета и дачного сезона чаще стали передвигаться электричками и поездами, а значит — и чаще посещать здания городских вокзалов. Недовольство многих вызывает все большее количество всевозможных торговых палаток и лотков, которые встают на пути пассажиров к платформам. К тому же большой вопрос - насколько безопасно покупать еду в ларьках и в буквальном смысле «с колес» - передвижных торговых точек.
Весна этого года вообще ознаменовалась валом возмущения со стороны пассажиров - из-за повышенных мер безопасности на объектах транспорта. Руководство последних после теракта в Москве так расстаралось, что дошло до абсурда. На ряде вокзалов пройти к кассам или на платформу можно было чуть ли не через одни двери с одиноким турникетом. К лету эта напасть миновала, но появились новые поводы для недовольства.
В те двери, которые в итоги оказались все-таки открытыми, устремились продавцы сезонных товаров — мороженого, холодных напитков, а также традиционных газет-пирожков. Где не удалось поставить лотки, встали аппараты с едой. Некоторые читатели уже заметили, что в них продаются, к примеру, бутерброды «из будущего».
Присоединились к барьерам на пути путешественников к цели и представители компаний, представляющих услуги по подключению сотовой связи. Со своими легкими столиками они свободно перемещаются повсюду, собираясь целыми «грядками», порой в самых узких местах. В пресс-службе Октябрьской железной дороги «Фонтанке» пояснили, что сотовые операторы заключают договор на аренду с Дирекцией железнодорожных вокзалов с условием, что они устанавят свои стойки так, чтобы не мешать и не загораживать технологические проходы. В частности, в световом зале Московского вокзала им рекомендовано располагаться ближе к стенам. Впрочем, можно предположить, что «сотовикам» приходится мигрировать из-за других арендаторов — тех, кто занимает встроенные помещения.
На царящий на вокзалах хаос обращают внимание не только пассажиры, но и сотрудники прокуратуры. Среди тех, кто торгует на вокзалах, транспортная прокуратура фиксирует нарушения регулярно.
Как сообщили «Фонтанке» в пресс-службе Северо-Западной транспортной прокуратуры, в мае этого года прокуроры вместе с представителем Роспотребнадзора прошлись с инспекцией по торговым рядам. В итоге на ряд компаний наложены штрафы. Так, ООО «ТНМ» было предписано заплатить 25 тысяч рублей за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания, за такое же нарушение штраф в 20 тысяч был наложен и на ООО «Юнион Сервис». Среди нарушителей и другие компании, работающие абсолютно на всех вокзалах Северной столицы. В их отношении штрафы оказались несколько меньше — 3 - 4 тысячи рублей. Среди основных нарушений - отсутствие медкнижек, а также средств гигиены, дезинфицирующих средств.
Если посмотреть, как развивалась вокзальная торговля за последние 10 лет, то можно отметить, что в начале нулевых на петербургские вокзалы пришла в качестве управляющей холдинговая компания «Форум» - к 300-летию Петербурга торговые площади были приведены в порядок, проведена реконструкция помещений, в итоге фирма стала самым крупным арендатором с правом передачи субаренды. На каждом вокзале появились представительства — одноименные торговые дома.
Однако время такого практически единоличного благоденствия закончились достаточно быстро — с реорганизацией Минтранса, РЖД и появлением в 2007 году у дороги собственной управляющей компании - Дирекции железнодорожных вокзалов, которая получила под свою ответственность площади. По данным самой компании, речь идет о 57% всех площадей вокзалов по стране. С одной стороны, договоры с «Форумом» остались в силе, с другой - новая Дирекция начала самостоятельную борьбу за покупателя и прибыль, в том числе и от сдачи торговых мест.
По словам специалистов, в последние годы количество арендаторов на вокзалах увеличивается чуть ли не в геометрической прогрессии, при этом появляются как временные, так и стационарные торговые точки, где нередко не выполняются элементарные условия. Например, в кафе, где продают разливные напитки, отсутствует вода, постоянно подведенная к точке. При такой организации нередко страдают и добросовестные продавцы, так как гнев не только проверяющих, но и пострадавших от «коллег» покупателей обращается в убытки всем, кто пытается вести торговлю по соседству.
Ксения Потеева, «Фонтанка.ру»
Привокзальное торжище (фото)
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ