В последнее время вокруг театрального образования в России шумят чересчур много. И все в связи с подготовкой Минобрнауки нового ФЗ об образовании. То паника поднимается по поводу того, что исчезнет специальность «театровед» и некому будет осмыслить театральный процесс, то предрекают крах театральному образованию вообще в связи с тем, что Минобрнауки применит к нему общие стандарты. На вопросы обозревателя «Культурной столицы» по поводу перемен в одном из самых престижных вузов страны, Петербургской театральной академии, отвечают ее ректор Лев Сундстрем и первый проректор Светлана Мельникова.
– Лев Геннадьевич, существуют какие-то новости, связанные с Театральной академией, о которых вы сами хотели бы рассказать?
Лев Сундстрем: – У нас есть очень хорошая новость: с этого года утвержден новый образовательный стандарт – специальность «продюсерство». С 1968 года мы готовили театральных менеджеров в рамках театроведческой специальности. Была, правда, специальность «продюсер кино и телевидения», но к театральному делу она отношения не имела. А новая специальность «продюсерство» имеет пять специализаций – в частности «продюсер исполнительских искусств». То есть, конечно, у нас есть преемственность: многие из тех, кто получил дипломы по специальности «театровед-менеджер», на самом деле работают продюсерами в области исполнительских искусств. Но сегодня существует новый учебный план, где есть дисциплины, которых прежде не было. Таким образом, ребята, поступившие учиться на продюсеров в этом году, получат диплом, в котором будет написано, что они обучались по специальности «продюсерство», им присвоена квалификация «специалист». Теперь Министерство образования и науки удалило наименования: специалист – и всё. Но со специализацией «продюсер исполнительских искусств». Так что мы открываем новую страницу, хоть и, безусловно, опираясь на крепкие традиции. В преддверии этого обстоятельства мы в прошлом году выделили продюсеров из театроведческого факультета, теперь у нас существует отдельный продюсерский факультет. Но при этом я должен сказать, что в учебном плане мы бережно сохранили все предметы, которые относятся к сфере искусств – историю литературы, театра, изобразительного искусства, сохранили семинары по анализу пьесы и спектакля.
– А какие дисциплины добавились?
Лев Сундстрем: – Добавился целый сквозной курс, который называется «Продюсерство исполнительских искусств», но дальше расшифровывается во всякие конкретности.
– Специалисты-то есть по этой дисциплине? Со стороны-то кажется, что в этой области в нашей стране и практики, и теоретики движутся ощупью.
Лев Сундстрем: – Конечно, вы сейчас затрагиваете больной вопрос. Я в последнее время совершил несколько заездов в Москву, где именно этот круг вопросов обсуждал с руководством Российской академии театрального искусства и Школы-студии МХАТ. Причем совершенно не обязательно, что у нас всё будет одинаково. Государственный стандарт предполагает довольно большую свободу для каждого вуза, но как организовать обучение по новым дисциплинам, кого вовлекать в педагогическую деятельность – сейчас эти вопросы мы решаем сообща. И уже сошлись на том, что, по крайней мере, по трем дисциплинам у нас не будет канонических лекционно-семинарских курсов – курс будет состоять из мастер-классов. Предположительно, это будет работать так: будет педагог, который организационно и по сути курирует этот курс, но сам имеет – условную цифру называю – 6 - 8 часов на семестр, а главная его задача – втащить в программу тех практиков, которые должны передать свой бесценный опыт. Практик ведь чаще всего не может на себя взять курс в целом. А вот провести мастер-класс ему вполне под силу.
Светлана Мельникова: – У нас уже был такой опыт – когда генеральный директор Большого театра России Анатолий Геннадьевич Иксанов, наш выпускник, приезжал сюда по приглашению Льва Геннадьевича и проводил четырехчасовое занятие по фандрайзингу, фактически передавая свой собственный опыт.
Лев Сундстрем: – Ну, Иксанов как раз тот человек, который и в практике, и в теории одинаково хорошо разбирается. Если бы ему пришло в голову когда-нибудь оставить Большой театр, я бы с удовольствием пригласил его сюда на должность заведующего кафедрой продюсерства, а сам стал бы его заместителем.
– Появление новой специальности «продюсерство» инициировало Минобрнауки?
Лев Сундстрем: – Нет, конечно. Впервые о том, что нам нужна специальность «продюсерство», я заговорил с московскими коллегами лет пять назад, а дальше была кропотливая работа по поводу того, как это сделать. Если вы думаете, что Министерство образования диктует вузам какие-то дисциплины, то эти дисциплины я вам сейчас назову: это иностранный язык, физическая культура, философия. Всё остальное решаем мы. Государственный образовательный стандарт делает не какое-то отвлеченное «государство», а мы.
– Мы – это кто?
Лев Сундстрем: – У нас есть Учебно-методическое объединение (УМО) на базе Школы-студии МХАТ. Такие УМО существуют по всем отраслям образования. Наше возникло, еще когда ректором Школы-студии МХАТ был Олег Павлович Табаков, потом он с ректорского поста ушел, но председателем УМО остался. А я всё это время был и остаюсь его заместителем – как и нынешний ректор Школы-студии МХАТ Анатолий Смелянский. Это не значит, что Табаков сидит на всех заседаниях нашего УМО, но когда Минобрнауки начинает «заклинивать», и они пытаются нас накрыть общей сеткой, а нам эта сетка ну никак не подходит, – тогда подключается и Олег Павлович, и Александр Александрович Калягин как председатель Союза театральных деятелей России. В результате то, что мы имеем, мы сделали своими руками, преодолевая сопротивление Минобрнауки. И имеем мы именно то, что нам нужно.
– Можно вас попросить рассказать поподробнее про скандал, который был связан с Минобрнауки, когда планировалось творческие вузы вывести из подчинения Министерства культуры и передать Минобрнауки?
Лев Сундстрем: – Нет, такого не было. Это журналисты напутали, не разобрались. Был скандал, связанный с другим. С тем, что готовится новый закон об образовании. У нас сейчас довольно глупая существует ситуация. Есть федеральный закон об образовании 1992 года, который – про всё: и про детские сады, и про среднюю школу, и про высшее образование. Некоторое время спустя вышел еще и отдельный закон о высшем и послевузовском образовании – хотя всё это в первом законе уже оговорено. И сейчас объем поправок к каждому из законов превышает объем самих законов в десятки раз. Идет немыслимое нагромождение. Так что решение о новом законе об образовании было, несомненно, правильным. Но когда появился проект, то возникли вопросы. Сегодня у нас есть какие вузы? Институты, университеты и академии. Причем никаких ограничений из серии, что в институте, например, не может быть аспирантуры или в университете – докторантуры, – сейчас не существует. А в проекте нового закона обнаружилось, что отныне будет тоже три вида вузов, но другие: колледж, который будет готовить только бакалавров (это высшее образование, но первого уровня) – и больше ничем уже заниматься не сможет; институт, который будет готовить бакалавров и специалистов – и всё: никаких магистров или аспирантов. И только у университета будет право заниматься послевузовским образованием.
Что такое «специалист» в нашей сфере, театральной? Это артисты, режиссеры, сценографы. А бакалавры в нашей сфере – это театроведы и технологи художественного оформления спектакля. И мы тут два дня назад, разбирая все эти нововведения, пришли к выводу, что они нам будут очень выгодны: мы умудрились уложить в четыре года то, чему раньше учили театроведов пять лет, чуть-чуть сократив программу. А дальше, если человек проявляет склонность к науке или педагогике, он идет на два года в магистратуру и уже потом в аспирантуру. То есть на написание кандидатской диссертации у него есть уже не три, а целых пять лет. Вообще магистратура – это очень хорошее дело в том плане, что внутри нее мы можем создавать какие угодно программы. В частности, полгода назад мы открыли магистерскую программу по театральной драматургии – и учим 25 человек по заочной форме обучения.
Светлана Мельникова: – Я хочу добавить интереснейшую вещь: в магистратуру может прийти не только бакалавр-театровед, но и бакалавр-металлург или математик. Кстати, среди драматургов уже сейчас народ очень разный.
– А скандал-то в результате с чем был связан?
Лев Сундстрем: – Поскольку по новому закону академий среди вузов нет, то не понятно, что делать с театральными академиями (нашей и РАТИ-ГИТИС). Университету можно всё, колледжу почти ничего, а институт близок к колледжу. Но, по нынешним правилам, мы до университета сложно добираемся – чтобы быть университетом, нужно было иметь раньше пять, а теперь уже семь укрупненных групп специальностей.
Светлана Мельникова: – А если у нас не будет аспирантуры, мы не сможем воспроизводиться, и это будет сокрушительный удар по театральному образованию.
Лев Сундстрем: – В результате мы собрались нашим УМО во главе с Табаковым, подключили Калягина – и написали обстоятельное письмо Путину. И вот буквально две недели назад оттуда пришел ответ, в котором написано, что новый закон отменяет теперешние требования аккредитации, и театральные академии, имеющие аспирантуру и магистерские программы, без всяких дополнительных напряжений получат статус университетов. Надеюсь, нет, просто уверен, что так оно и произойдет.
– А был еще сильный шум по поводу того, что в прошлом году в последний раз набрали театроведов: мол, не будет у нас грамотных аналитиков театрального процесса, не будет науки…
Светлана Мельникова: – В прошлом году мы последний раз набрали театроведов, которые получат диплом специалиста, а с этого года мы будем выпускать театроведов-бакалавров. Они просто учиться будут на год меньше. Так что о том, что убивают науку и критику, кричат просто любители скандалов.
– Какие еще тенденции наблюдаются сегодня в петербургской Театральной академии?
Лев Сундстрем: – Мы со Светланой Ивановной по результатам выпусков и очередных экзаменов очень радуемся тому обстоятельству, что в нашей пока еще академии появляется новое поколение педагогов, которое себя проявляет очень успешно. О них, может, и не знают еще широко за пределами вуза. Когда произносят имя, например, «Фильштинский», его в театральной среде знают все как педагога-мастера, который воспитал не одно поколение актеров и режиссеров. А вот когда произносят имя «Зеланд» – о нем знают гораздо меньше. Но мы-то в академии – и тот же Вениамин Михайлович Фильштинский, и другие мастера – уже отлично знаем, что Арвид Михайлович Зеланд – это очень удачное наше приобретение, что это не просто случайный человек, который забежал чуть-чуть попреподавать, а это человек с безусловным педагогическим талантом, со вкусом, и что он очень трогательно относится к людям, которые приходят к нам учиться.
– Откуда он взялся?
Светлана Мельникова: – Это наш выпускник. Я лично ездила за ним в Петрозаводск. У нашей академии был договор с Петрозаводской консерваторией – они там набирали актерский курс, а мы его курировали. Арвид Михайлович в ту пору был директором Национального театра, он-то курс и набирал. Я ездила смотреть выпускные спектакли этого курса, мы организовали гастроли в нашем Учебном театре, пригласили наших аксакалов – тогда жив еще был Анатолий Самойлович Шведерский.
Лев Сундстрем: – Мы же таких кадровых решений не принимаем в административном порядке. Вот мы с нашими мастерами сели, подумали и решили: надо пробовать. И вот прошло уже пять лет – и ни у кого не осталось сомнений, что Зеланд – человек, который занимает здесь свое место.
Светлана Мельникова: – Вот только что Арвид Михайлович выпустил курс актеров, в состав которого входила и бурятская студия. Его ребята сделали семь дипломных спектаклей. А сегодня я провожала его на консультацию – он набирает новый курс, – и он с гордостью мне сообщил, что только про двух студентов он ничего не знает в плане трудоустройства. Остальные нашли работу в театрах – в том числе и московских. Как педагог он ищет свой путь, сформировал свою педагогическую команду. Но при этом он понимает, что самое главное в этих стенах – преемственность. Именно поэтому у него на курсе работает Людмила Владимировна Честнокова, которая в свое время работала вместе с дочерью Мейерхольда и владеет мейерхольдовскими тренингами. То есть этот относительно молодой человек повел себя очень мудро, и это сторицей ему вернулось. Он был единственный мастер, которого ребята-выпускники на церемонии вручения дипломов бросали под потолок, – так качают футбольных тренеров игроки победившей команды.
Лев Сундстрем: – И второе наше очень удачное приобретение – это Руслан Кудашов. Тут, как говорится, несчастье помогло. В мае 2006 года умер художественный руководитель Театра им. Ленсовета Владислав Борисович Пази – а он должен был не просто набрать курс, но и возглавить кафедру актерского мастерства: я его даже представил коллективу кафедры. Так вот, мы оказались в ситуации, когда курс заявлен, а набирать его некому, причем это был актерский курс, который должен был учиться на базе театра. И вот на поминках Пази в Театре им. Ленсовета я оказался рядом с директором Большого театра кукол Александром Калининым, и он мне говорит: «Лев Геннадьевич, может быть, не к месту, но нам бы надо с вами поговорить». Я ему ответил: «Ну, позвоните завтра». А утром я вдруг понял, что это ведь и есть решение. Позвонил Калинину, сказал: «Немедленно ко мне вместе с Кудашовым». Они пришли, сели, я им: «Ребята, а о чем вы собирались со мной говорить?» Они: «Да вот хорошо бы когда-нибудь набрать курс для БТК». Я говорю: «Или сейчас – или никогда. Но учиться они будут у вас – у меня негде».
Светлана Мельникова: – А май месяц уже был, кругом консультации шли вовсю, Моховая гудела, вот прямо как сейчас. То есть действовать нужно было молниеносно.
Лев Сундстрем: – И вот этот поворот судьбы дал нам двух замечательных молодых педагогов: Руслана Кудашова и Сергея Бызгу, который только что выпустил курс при БТК как помощник мастера – Кудашова, а с 1 сентября 2011 года сам станет мастером курса.
Как видите, к нам приходит молодой народ – и это, на мой взгляд, очень хорошая тенденция. Тут надо добавить и еще одного молодого мастера курса: Яну Тумину. Она набрала курс на факультете театра кукол, причем половина этого курса – монголы.
– Монголы, которые выучили русский язык?
Лев Сундстрем: – Учат. Сейчас мы их условно перевели на второй курс – потому что в части актерского мастерства, сценического движения у них всё в порядке, а вот сидеть лекции слушать по истории театра они пока не смогли. Вот теперь будем им помогать теорию подтянуть. Это всё я говорю к тому, что мы очень стараемся сделать так, чтобы у нашей Театральной академии было не только славное прошлое, но и замечательное будущее.
Жанна Зарецкая,
«Фонтанка.ру»
Фото из личного архива С.И. Мельниковой, с сайтов БТК и Театра им. В.Ф. Комиссаржевской.
Досье «Фонтанки»
Сундстрем Лев Геннадьевич, кандидат искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ.
Родился 1 ноября 1941 года в городе Куйбышев (ныне и прежде – Самара), куда семья выехала в эвакуацию из Ленинграда. С 1944 года живет в Ленинграде. Трудовую деятельность начал в 16 лет учеником электромонтера в БДТ им. Горького. Окончил Ленинградский электротехнический институт связи имени М.А. Бонч-Бруевича, работал инженером в закрытом электронном КБ. Параллельно сотрудничал с различными театрами-студиями Ленинграда в качестве администратора и артиста, ассистента режиссера и работника постановочной части. В 1970 году, окончательно порвав с инженерной деятельностью, пришел работать в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ныне – Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства) на отделение организации театрального дела. В 1973 году возглавил лабораторию экономики и организации театра. С 1982 года по настоящее время – заведующий кафедрой организации театрального дела (ныне – кафедра менеджмента исполнительских искусств). С 1993 года - ректор Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. Последние пятнадцать лет заместитель О.П. Табакова на посту председателя Учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по образованию в области театрального искусства. Был активным разработчиком важнейших для театра и театрального образования России проектов правительственных документов и законов. В числе последних: «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы (одобрена распоряжением правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 1244-р)», «Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года (одобрена распоряжением правительства РФ от 10 июня 2011 г. № 1019-р)».
Мельникова Светлана Ивановна, доктор искусствоведения, профессор.
Родилась 22 декабря 1956 года в г. Ленинграде. В 1974 году поступила на театроведческий факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (с 1993 года - Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства, СПбГАТИ), с отличием закончила его в 1979 году. 1980 - 1983 гг. – аспирантка ЛГИТМиКа по кафедре русского театра. С 1982 года по настоящее время преподает в СПбГАТИ в качестве старшего преподавателя, доцента (с 1991 г.), профессора (с 2004 г.) кафедры русского театра. Автор 143 публикаций, из них 2 монографии и 57 статей в научных изданиях на русском и немецком языках. Постоянный участник международных, российских, региональных конференций, конгрессов, симпозиумов, чтений по теме «Немецкий театр в России». В 1993 году стала одним из инициаторов создания Благотворительного актерского фонда Николая Симонова и с тех пор является его генеральным директором. С 2004 года по настоящее время - первый проректор – проректор по учебной работе СПбГАТИ.