Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Театры Санкт-Петербургская театральная академия: Проблемы нового закона об образовании разрешились с помощью Путина (фото)

Санкт-Петербургская театральная академия: Проблемы нового закона об образовании разрешились с помощью Путина (фото)

2 888

В последнее время вокруг театрального образования в России шумят чересчур много. И все в связи с подготовкой Минобрнауки нового ФЗ об образовании. То паника поднимается по поводу того, что исчезнет специальность «театровед» и некому будет осмыслить театральный процесс, то предрекают крах театральному образованию вообще в связи с тем, что Минобрнауки применит к нему общие стандарты. На вопросы обозревателя «Культурной столицы» по поводу перемен в одном из самых престижных вузов страны, Петербургской театральной академии, отвечают ее ректор Лев Сундстрем и первый проректор Светлана Мельникова.

Лев Геннадьевич, существуют какие-то новости, связанные с Театральной академией, о которых вы сами хотели бы рассказать?

Лев Сундстрем: – У нас есть очень хорошая новость: с этого года утвержден новый образовательный стандарт – специальность «продюсерство». С 1968 года мы готовили театральных менеджеров в рамках театроведческой специальности. Была, правда, специальность «продюсер кино и телевидения», но к театральному делу она отношения не имела. А новая специальность «продюсерство» имеет пять специализаций – в частности «продюсер исполнительских искусств». То есть, конечно, у нас есть преемственность: многие из тех, кто получил дипломы по специальности «театровед-менеджер», на самом деле работают продюсерами в области исполнительских искусств. Но сегодня существует новый учебный план, где есть дисциплины, которых прежде не было. Таким образом, ребята, поступившие учиться на продюсеров в этом году, получат диплом, в котором будет написано, что они обучались по специальности «продюсерство», им присвоена квалификация «специалист». Теперь Министерство образования и науки удалило наименования: специалист – и всё. Но со специализацией «продюсер исполнительских искусств». Так что мы открываем новую страницу, хоть и, безусловно, опираясь на крепкие традиции. В преддверии этого обстоятельства мы в прошлом году выделили продюсеров из театроведческого факультета, теперь у нас существует отдельный продюсерский факультет. Но при этом я должен сказать, что в учебном плане мы бережно сохранили все предметы, которые относятся к сфере искусств – историю литературы, театра, изобразительного искусства, сохранили семинары по анализу пьесы и спектакля.

В этом году около 200 выпускников СПбГАТИ в день выдачи дипломов устроили флэшмоб: одномоментно отпустили в небо две сотни разноцветных воздушных шариков



А какие дисциплины добавились?

Лев Сундстрем: – Добавился целый сквозной курс, который называется «Продюсерство исполнительских искусств», но дальше расшифровывается во всякие конкретности.

Специалисты-то есть по этой дисциплине? Со стороны-то кажется, что в этой области в нашей стране и практики, и теоретики движутся ощупью.

Лев Сундстрем:
– Конечно, вы сейчас затрагиваете больной вопрос. Я в последнее время совершил несколько заездов в Москву, где именно этот круг вопросов обсуждал с руководством Российской академии театрального искусства и Школы-студии МХАТ. Причем совершенно не обязательно, что у нас всё будет одинаково. Государственный стандарт предполагает довольно большую свободу для каждого вуза, но как организовать обучение по новым дисциплинам, кого вовлекать в педагогическую деятельность – сейчас эти вопросы мы решаем сообща. И уже сошлись на том, что, по крайней мере, по трем дисциплинам у нас не будет канонических лекционно-семинарских курсов – курс будет состоять из мастер-классов. Предположительно, это будет работать так: будет педагог, который организационно и по сути курирует этот курс, но сам имеет – условную цифру называю – 6 - 8 часов на семестр, а главная его задача – втащить в программу тех практиков, которые должны передать свой бесценный опыт. Практик ведь чаще всего не может на себя взять курс в целом. А вот провести мастер-класс ему вполне под силу.

Светлана Мельникова: – У нас уже был такой опыт – когда генеральный директор Большого театра России Анатолий Геннадьевич Иксанов, наш выпускник, приезжал сюда по приглашению Льва Геннадьевича и проводил четырехчасовое занятие по фандрайзингу, фактически передавая свой собственный опыт.

Лев Сундстрем: – Ну, Иксанов как раз тот человек, который и в практике, и в теории одинаково хорошо разбирается. Если бы ему пришло в голову когда-нибудь оставить Большой театр, я бы с удовольствием пригласил его сюда на должность заведующего кафедрой продюсерства, а сам стал бы его заместителем.

Лев Сундстрем и Светлана Мельникова, ректор и первый проректор СПбГАТИ, на балконе Учебного театра на Моховой во время праздника по случаю выдачи дипломов в июне 2011 года



Появление новой специальности «продюсерство» инициировало Минобрнауки?

Лев Сундстрем:
– Нет, конечно. Впервые о том, что нам нужна специальность «продюсерство», я заговорил с московскими коллегами лет пять назад, а дальше была кропотливая работа по поводу того, как это сделать. Если вы думаете, что Министерство образования диктует вузам какие-то дисциплины, то эти дисциплины я вам сейчас назову: это иностранный язык, физическая культура, философия. Всё остальное решаем мы. Государственный образовательный стандарт делает не какое-то отвлеченное «государство», а мы.

Мы – это кто?

Лев Сундстрем: – У нас есть Учебно-методическое объединение (УМО) на базе Школы-студии МХАТ. Такие УМО существуют по всем отраслям образования. Наше возникло, еще когда ректором Школы-студии МХАТ был Олег Павлович Табаков, потом он с ректорского поста ушел, но председателем УМО остался. А я всё это время был и остаюсь его заместителем – как и нынешний ректор Школы-студии МХАТ Анатолий Смелянский. Это не значит, что Табаков сидит на всех заседаниях нашего УМО, но когда Минобрнауки начинает «заклинивать», и они пытаются нас накрыть общей сеткой, а нам эта сетка ну никак не подходит, – тогда подключается и Олег Павлович, и Александр Александрович Калягин как председатель Союза театральных деятелей России. В результате то, что мы имеем, мы сделали своими руками, преодолевая сопротивление Минобрнауки. И имеем мы именно то, что нам нужно.

Можно вас попросить рассказать поподробнее про скандал, который был связан с Минобрнауки, когда планировалось творческие вузы вывести из подчинения Министерства культуры и передать Минобрнауки?

Лев Сундстрем: – Нет, такого не было. Это журналисты напутали, не разобрались. Был скандал, связанный с другим. С тем, что готовится новый закон об образовании. У нас сейчас довольно глупая существует ситуация. Есть федеральный закон об образовании 1992 года, который – про всё: и про детские сады, и про среднюю школу, и про высшее образование. Некоторое время спустя вышел еще и отдельный закон о высшем и послевузовском образовании – хотя всё это в первом законе уже оговорено. И сейчас объем поправок к каждому из законов превышает объем самих законов в десятки раз. Идет немыслимое нагромождение. Так что решение о новом законе об образовании было, несомненно, правильным. Но когда появился проект, то возникли вопросы. Сегодня у нас есть какие вузы? Институты, университеты и академии. Причем никаких ограничений из серии, что в институте, например, не может быть аспирантуры или в университете – докторантуры, – сейчас не существует. А в проекте нового закона обнаружилось, что отныне будет тоже три вида вузов, но другие: колледж, который будет готовить только бакалавров (это высшее образование, но первого уровня) – и больше ничем уже заниматься не сможет; институт, который будет готовить бакалавров и специалистов – и всё: никаких магистров или аспирантов. И только у университета будет право заниматься послевузовским образованием.

Что такое «специалист» в нашей сфере, театральной? Это артисты, режиссеры, сценографы. А бакалавры в нашей сфере – это театроведы и технологи художественного оформления спектакля. И мы тут два дня назад, разбирая все эти нововведения, пришли к выводу, что они нам будут очень выгодны: мы умудрились уложить в четыре года то, чему раньше учили театроведов пять лет, чуть-чуть сократив программу. А дальше, если человек проявляет склонность к науке или педагогике, он идет на два года в магистратуру и уже потом в аспирантуру. То есть на написание кандидатской диссертации у него есть уже не три, а целых пять лет. Вообще магистратура – это очень хорошее дело в том плане, что внутри нее мы можем создавать какие угодно программы. В частности, полгода назад мы открыли магистерскую программу по театральной драматургии – и учим 25 человек по заочной форме обучения.

Светлана Мельникова: – Я хочу добавить интереснейшую вещь: в магистратуру может прийти не только бакалавр-театровед, но и бакалавр-металлург или математик. Кстати, среди драматургов уже сейчас народ очень разный.



А скандал-то в результате с чем был связан?

Лев Сундстрем: – Поскольку по новому закону академий среди вузов нет, то не понятно, что делать с театральными академиями (нашей и РАТИ-ГИТИС). Университету можно всё, колледжу почти ничего, а институт близок к колледжу. Но, по нынешним правилам, мы до университета сложно добираемся – чтобы быть университетом, нужно было иметь раньше пять, а теперь уже семь укрупненных групп специальностей.

Светлана Мельникова:
– А если у нас не будет аспирантуры, мы не сможем воспроизводиться, и это будет сокрушительный удар по театральному образованию.

Лев Сундстрем:
– В результате мы собрались нашим УМО во главе с Табаковым, подключили Калягина – и написали обстоятельное письмо Путину. И вот буквально две недели назад оттуда пришел ответ, в котором написано, что новый закон отменяет теперешние требования аккредитации, и театральные академии, имеющие аспирантуру и магистерские программы, без всяких дополнительных напряжений получат статус университетов. Надеюсь, нет, просто уверен, что так оно и произойдет.

А был еще сильный шум по поводу того, что в прошлом году в последний раз набрали театроведов: мол, не будет у нас грамотных аналитиков театрального процесса, не будет науки…

Светлана Мельникова:
– В прошлом году мы последний раз набрали театроведов, которые получат диплом специалиста, а с этого года мы будем выпускать театроведов-бакалавров. Они просто учиться будут на год меньше. Так что о том, что убивают науку и критику, кричат просто любители скандалов.

Какие еще тенденции наблюдаются сегодня в петербургской Театральной академии?

Лев Сундстрем: – Мы со Светланой Ивановной по результатам выпусков и очередных экзаменов очень радуемся тому обстоятельству, что в нашей пока еще академии появляется новое поколение педагогов, которое себя проявляет очень успешно. О них, может, и не знают еще широко за пределами вуза. Когда произносят имя, например, «Фильштинский», его в театральной среде знают все как педагога-мастера, который воспитал не одно поколение актеров и режиссеров. А вот когда произносят имя «Зеланд» – о нем знают гораздо меньше. Но мы-то в академии – и тот же Вениамин Михайлович Фильштинский, и другие мастера – уже отлично знаем, что Арвид Михайлович Зеланд – это очень удачное наше приобретение, что это не просто случайный человек, который забежал чуть-чуть попреподавать, а это человек с безусловным педагогическим талантом, со вкусом, и что он очень трогательно относится к людям, которые приходят к нам учиться.

Педагог СПбГАТИ Арвид Зеланд (кафедра актерского мастерства)



Откуда он взялся?

Светлана Мельникова: – Это наш выпускник. Я лично ездила за ним в Петрозаводск. У нашей академии был договор с Петрозаводской консерваторией – они там набирали актерский курс, а мы его курировали. Арвид Михайлович в ту пору был директором Национального театра, он-то курс и набирал. Я ездила смотреть выпускные спектакли этого курса, мы организовали гастроли в нашем Учебном театре, пригласили наших аксакалов – тогда жив еще был Анатолий Самойлович Шведерский.

Лев Сундстрем:
– Мы же таких кадровых решений не принимаем в административном порядке. Вот мы с нашими мастерами сели, подумали и решили: надо пробовать. И вот прошло уже пять лет – и ни у кого не осталось сомнений, что Зеланд – человек, который занимает здесь свое место.

Светлана Мельникова: – Вот только что Арвид Михайлович выпустил курс актеров, в состав которого входила и бурятская студия. Его ребята сделали семь дипломных спектаклей. А сегодня я провожала его на консультацию – он набирает новый курс, – и он с гордостью мне сообщил, что только про двух студентов он ничего не знает в плане трудоустройства. Остальные нашли работу в театрах – в том числе и московских. Как педагог он ищет свой путь, сформировал свою педагогическую команду. Но при этом он понимает, что самое главное в этих стенах – преемственность. Именно поэтому у него на курсе работает Людмила Владимировна Честнокова, которая в свое время работала вместе с дочерью Мейерхольда и владеет мейерхольдовскими тренингами. То есть этот относительно молодой человек повел себя очень мудро, и это сторицей ему вернулось. Он был единственный мастер, которого ребята-выпускники на церемонии вручения дипломов бросали под потолок, – так качают футбольных тренеров игроки победившей команды.

В этом году Руслан Кудашов выпустил один из лучших актерских курсов за последнее десятилетие



Лев Сундстрем:
– И второе наше очень удачное приобретение – это Руслан Кудашов. Тут, как говорится, несчастье помогло. В мае 2006 года умер художественный руководитель Театра им. Ленсовета Владислав Борисович Пази – а он должен был не просто набрать курс, но и возглавить кафедру актерского мастерства: я его даже представил коллективу кафедры. Так вот, мы оказались в ситуации, когда курс заявлен, а набирать его некому, причем это был актерский курс, который должен был учиться на базе театра. И вот на поминках Пази в Театре им. Ленсовета я оказался рядом с директором Большого театра кукол Александром Калининым, и он мне говорит: «Лев Геннадьевич, может быть, не к месту, но нам бы надо с вами поговорить». Я ему ответил: «Ну, позвоните завтра». А утром я вдруг понял, что это ведь и есть решение. Позвонил Калинину, сказал: «Немедленно ко мне вместе с Кудашовым». Они пришли, сели, я им: «Ребята, а о чем вы собирались со мной говорить?» Они: «Да вот хорошо бы когда-нибудь набрать курс для БТК». Я говорю: «Или сейчас – или никогда. Но учиться они будут у вас – у меня негде».

Светлана Мельникова: – А май месяц уже был, кругом консультации шли вовсю, Моховая гудела, вот прямо как сейчас. То есть действовать нужно было молниеносно.

Сцена из выпускного спектакля курса Руслана Кудашова "Башлачев. Человек поющий"



Лев Сундстрем:
– И вот этот поворот судьбы дал нам двух замечательных молодых педагогов: Руслана Кудашова и Сергея Бызгу, который только что выпустил курс при БТК как помощник мастера – Кудашова, а с 1 сентября 2011 года сам станет мастером курса.

Педагог СПбГАТИ Сергей Бызгу (кафедра актерского мастерства)

Как видите, к нам приходит молодой народ – и это, на мой взгляд, очень хорошая тенденция. Тут надо добавить и еще одного молодого мастера курса: Яну Тумину. Она набрала курс на факультете театра кукол, причем половина этого курса – монголы.

Педагог СПбГАТИ Яна Тумина (кафедра театра кукол)



Монголы, которые выучили русский язык?

Лев Сундстрем: – Учат. Сейчас мы их условно перевели на второй курс – потому что в части актерского мастерства, сценического движения у них всё в порядке, а вот сидеть лекции слушать по истории театра они пока не смогли. Вот теперь будем им помогать теорию подтянуть. Это всё я говорю к тому, что мы очень стараемся сделать так, чтобы у нашей Театральной академии было не только славное прошлое, но и замечательное будущее.

Жанна Зарецкая,
«Фонтанка.ру»

Фото из личного архива С.И. Мельниковой, с сайтов БТК и Театра им. В.Ф. Комиссаржевской.

Досье «Фонтанки»

Сундстрем Лев Геннадьевич, кандидат искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ.

Родился 1 ноября 1941 года в городе Куйбышев (ныне и прежде – Самара), куда семья выехала в эвакуацию из Ленинграда. С 1944 года живет в Ленинграде. Трудовую деятельность начал в 16 лет учеником электромонтера в БДТ им. Горького. Окончил Ленинградский электротехнический институт связи имени М.А. Бонч-Бруевича, работал инженером в закрытом электронном КБ. Параллельно сотрудничал с различными театрами-студиями Ленинграда в качестве администратора и артиста, ассистента режиссера и работника постановочной части. В 1970 году, окончательно порвав с инженерной деятельностью, пришел работать в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ныне – Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства) на отделение организации театрального дела. В 1973 году возглавил лабораторию экономики и организации театра. С 1982 года по настоящее время – заведующий кафедрой организации театрального дела (ныне – кафедра менеджмента исполнительских искусств). С 1993 года - ректор Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. Последние пятнадцать лет заместитель О.П. Табакова на посту председателя Учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по образованию в области театрального искусства. Был активным разработчиком важнейших для театра и театрального образования России проектов правительственных документов и законов. В числе последних: «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы (одобрена распоряжением правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 1244-р)», «Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года (одобрена распоряжением правительства РФ от 10 июня 2011 г. № 1019-р)».

Мельникова Светлана Ивановна, доктор искусствоведения, профессор.

Родилась 22 декабря 1956 года в г. Ленинграде. В 1974 году поступила на театроведческий факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (с 1993 года - Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства, СПбГАТИ), с отличием закончила его в 1979 году. 1980 - 1983 гг. – аспирантка ЛГИТМиКа по кафедре русского театра. С 1982 года по настоящее время преподает в СПбГАТИ в качестве старшего преподавателя, доцента (с 1991 г.), профессора (с 2004 г.) кафедры русского театра. Автор 143 публикаций, из них 2 монографии и 57 статей в научных изданиях на русском и немецком языках. Постоянный участник международных, российских, региональных конференций, конгрессов, симпозиумов, чтений по теме «Немецкий театр в России». В 1993 году стала одним из инициаторов создания Благотворительного актерского фонда Николая Симонова и с тех пор является его генеральным директором. С 2004 года по настоящее время - первый проректор – проректор по учебной работе СПбГАТИ.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях