Совещание, которое должно было пройти сегодня под председательством премьера Владимира Путина в Киришах, обещало бурю. Ведь оно было посвящено проблемам нефтяного рынка, а после весеннего кризиса на топливном рынке мероприятие с такой темой должно было превратиться в разбор полетов и церемонию отсечения голов. Но вместо этого корреспондент «Фонтанки» наблюдал за проявлением новой философии – философии нефти.
Список участников совещания был представительным: помимо премьера, в нем участвовал вице-премьер Игорь Сечин, министр энергетики Сергей Шматко, представители нефтяных компаний. Перед началом мероприятия Владимира Путина отвели на киришский нефтеперерабатывающий завод «Сургутнефтегаза», дающий до 40 % всех налоговых поступлений Ленинградской области.
После такого «аперитива» премьер не стал начинать свое выступление с критики, признав, что нефтяная промышленность «несет нам золотые яйца». И с этим было сложно не согласиться: нефтяные деньги сделали киришский Дом культуры, где проходило совещание, больше похожим на центр современного искусства где-нибудь в Париже. Особенно корреспондента "Фонтанки" поразил фонтан с разноцветными рыбками в застекленном атриуме этого ДК.
Впрочем, особенно хвалить компании, которые заводят в домах культуры рыбок, премьер, похоже, не собирался. Он заметил, что в прошлом году в России было добыто 505 млн тонн нефти, что вывело нашу страну на первое место в мире по нефтедобыче. А за первые полгода 2011 года уже выкачано из недр 252 млн тонн.
– Но при этом мы столкнулись с проблемами на внутреннем рынке, что для страны, которая занимает первое место в мире, является абсолютно абсурдной ситуацией, – резко сказал премьер.
Причины бензинового кризиса – не только в том, что нефтяные компании предпочитали продавать топливо за рубеж, но и в том, что они в принципе производят мало бензина. По словам Владимира Путина, из добываемых 505 млн перерабатывается менее половины (все остальное продается в сыром виде), причем в основном речь идет о первичной переработке, в результате которой получается мазут. Особенно возмутительной такая ситуация выглядит на фоне того, что на внутреннем рынке сейчас растет потребление не мазута, а бензина: за последние годы спрос на бензин вырос на 20 %, а на мазут – наоборот, упал на 20 %. Но при этом данные по производству прямо противоположные: бензина стали делать лишь на 12,8 % больше, в то время как мазута – аж на 28,7 %.
«Вы куда его гоните?» – как на допросе, спросил премьер. И сам же и ответил: «Гоните на переработку. За границу».
Для того чтобы увеличить производство бензина и удовлетворить потребности внутреннего рынка, нефтяные компании должны немедленно модернизировать производство. Как впоследствии уточнил министр энергетики Сергей Шматко, до 2015 года все крупные компании должны инвестировать во вторичную переработку 570 млрд рублей.
Правда, как признал премьер, нефтяные компании уже давно обещали модернизировать производство. И правительство даже для этого устанавливало им льготную разницу в пошлинах на сырую нефть и темные нефтепродукты (к ним относятся мазуты и моторные топлива). Эту разницу нефтяники обещали направить на развитие вторичной переработки, однако последний бензиновый кризис показал, что все эти обещания так и остались на бумаге (выступавший на том же совещании глава ФАС Игорь Артемьев откровенно назвал их фикцией). В связи с этим премьер предложил постепенно сблизить ставки пошлины на мазут и сырую нефть, одновременно снизив их; равными ставки должны стать к 2015 году.
Однако, учитывая, что нефтяные компании уже по-разному заставляли больше работать для внутреннего рынка, а цены на топливо так и растут, Владимир Путин решил использовать не только экономические и политические стимулы, но и нравственные.
«Я обращаюсь ко всем здесь присутствующим: вы работаете в Российской Федерации, получаете лицензии на недра. А ведь недра – в собственности народа», – заметил он. А чуть позже почти лирически добавил: «Мы же с вами в России работаем».
Впрочем, судя по совещанию, сами нефтяники по-прежнему видят в «черном золоте» прежде всего средство для извлечения прибыли и не готовы посмотреть на него с точки зрения любви к Родине.
Так, вице-президент ЛУКОЙЛа Валерий Субботин заметил, что в стране растет потребление бензина, хотя сами компании пока в основном модернизируют мощности, производящие дизельное топливо. Таким образом, если следовать за внутренним рынком, то компании должны перестроиться на производство бензина. Хотя есть и другая возможность: оказывается, в Европе дизель является дефицитом, сейчас страны ЕС импортируют 50 млн тонн в год, а в будущем эта цифра может вырасти до 100 млн. И по мнению Субботина, наша страна могла бы покрыть этот дефицит. Правда, где наш народ, которому, как напомнил премьер, принадлежат недра, будет брать бензин, он уточнять не стал.
А этот вопрос может возникнуть в ближайшем будущем не только в случае, если правительству вдруг покажется привлекательной идея посадить Европу на дизельную иглу. Как говорили на совещании, нефтеперерабатывающие заводы опять планируют массово встать на плановый ремонт (по предварительным заявкам, 95 установок встанут в сентябре, 110 – в октябре), что опять может привезти к дефициту. Есть и другая проблема: как заметил Игорь Артемьев, если экспортные пошлины будут понижены, то внутренние цены могут опять пойти вверх, так как нефтяные компании опять начнут продавать нефтепродукты в основном за границу.
Возможно, именно поэтому в конце совещания Владимир Путин еще раз заметил, что в нефтяной отрасли должны работать те, кто любит свою Родину, а те, кто просто хочет выжать максимум из «проржавевших труб и гаек», – нет.
Андрей Захаров, "Фонтанка.ру"