Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Особое мнение мнение Управдельцы президента

Управдельцы президента

259

В минувший уик-энд у прокремлевских молодежных движений, обосновавшихся в очередной раз на Селигере, вихрем смело Шатер национальных перспектив. Перспективы, по-видимому, были легковесны и плохо держались на земле.

Впрочем, вряд ли кто из молодых, перспективных деятелей гнезда Василия Якеменко по данному поводу всерьез огорчился. Подобная громко кричащая о любви к Родине и к Путину публика на самом деле не связывает свои личные перспективы с перспективами страны. Более того, все четче вырисовывается у нас следующая картина. Личные успехи отдельных высокопоставленных деятелей России находятся в обратно пропорциональной зависимости от успехов державы. Проще говоря, чем легче страну пилить, тем большие перспективы ожидают тех граждан, которые лично с энтузиазмом взялись за пилу.

Мы сегодня в основном об этом процессе представления не имеем, поскольку выносить сор из государственной избы Кремль запрещает. Известен случай с генералом Черкесовым, который пытался публично порассуждать о том, что воины не должны быть торговцами. И где сейчас бравый генерал? Следы его затерялись после отставки со всех постов.

По всей видимости, истинные масштабы распила станут известны лишь тогда, когда коренным образом изменится политическая система, а нынешние действующие лица (не исключая Виктора Черкесова) напишут свои мемуары и опубликуют припрятанные в личных архивах копии любопытных документов. Однако, как часто бывало в истории, отдельные противоречия ведомств даже в условиях жесткой цензуры и властной вертикали приводят к утечкам компрометирующей информации. На минувшей неделе в прессу попали данные как раз такого рода.

Минфин, которому надо серьезно экономить бюджетные деньги в посткризисных условиях, вынужден ограничивать аппетиты отдельных кремлевских и правительственных ведомств. Но те еще в докризисный период привыкли расходовать деньги, считаясь не с реальностью, а только со своими аппетитами. И вот Минфин вынужден был отказать Управлению делами президента в 5 млрд рублей, которые это ведомство запрашивало на проведение в 2012 году саммита АТЭС во Владивостоке. Разбирать конфликт придется теперь, по всей видимости, главе государства, а тем временем произошла утечка сведений в прессу, поскольку в Минфине, похоже, искренне возмущены происходящим.

И впрямь под прикрытием властной вертикали у нас случаются вещи удивительные. К примеру Управделами при расчете своих затрат исходило из инфляции порядка 24 - 30% в год. Где это, интересно, управдельцы видели подобную инфляцию? Реально она будет в два, а скорее, в три раза ниже. Но если прогнозные величины сильно разойдутся с действительными, разница в бюджет вряд ли вернется. Наверняка она осядет в чьих-то карманах, причем обоснование этому оседанию задним числом управдельцы всегда дать сумеют.

Думается, ни в одной стране, имеющей парламентскую оппозицию и хоть сколько-нибудь свободную прессу, столь нахальная операция по освоению бюджетных ресурсов была бы возможна. Сразу бы появились силы, которые назвали бы вещи своими именами. Но в России, где под предлогом борьбы с терроризмом, экстремизмом и оранжизмом всякий независимый контроль госструктур ликвидирован, чиновники привыкли к таким операциям, которые были немыслимы даже в лихие 1990-е. Слава богу, хоть Минфин заинтересован выводить управдельцов на чистую воду, хотя возможности ведомства Алексея Кудрина ограничены лишь контролем за наиболее крупными проектами типа саммита АТЭС.

Еще один милый запрос управдельцов – сумма на непредвиденные расходы в размере 10 процентов от всего финансирования. Минфин справедливо требует хотя бы уточнить, что конкретно имеется в виду. Расходы, понятно, непредвиденные, но можно более-менее точно предвидеть, где в итоге осядут деньги вне зависимости от того, по каким конкретно статьям пойдут.

Честно говоря, такие проекты, как саммит АТЭС, сочинская Олимпиада, чемпионат мира по футболу, всякого рода намывы территорий, строительство небоскребов, магистралей и т.д., многими экспертами с самого начала рассматриваются как предлог для распила крупных бюджетных сумм. Бороться с этим трудно, поскольку ведущим политикам страны нужны звучные политические проекты для укрепления своих позиций. Распил, очевидно, рассматривается в данном случае в качестве неизбежных издержек. Но если в рамках этих издержек возникают уж совершенно нахальные проекты, даже часть государственного аппарата не может не высказать свое возмущение.

Президент Медведев последние годы активно декларирует необходимость борьбы с коррупцией. Вот бы ему внимательно изучить данную историю, тем более что деньги уходят между пальцев не где-то на отдаленной таможне, а непосредственно под боком главы государства. Может быть, если Дмитрий Анатольевич начнет всерьез разбираться с подобными делами, у избирателей возникнет представление, что он хоть чем-то отличается от своего предшественника на президентском посту, резко укрепившего властную вертикаль к радости всякого рода управдельцов. А пока что выбор между Медведевым и Путиным интересен только для букмекеров, принимающих ставки на президентскую гонку.

Дмитрий Травин

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Станьте автором колонки
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях