Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин считает необходимым законодательно разделить нарушения, совершаемые водителем при управлении личным или служебным автотранспортом.
Существующая система наказания за нарушения правил дорожного движения зачастую приводит к ущемлению и трудовых прав, а потому, по мнению омбудсмена, происходит «удвоение ответственности». Например, водитель карьерного самосвала был на полгода лишен прав за проступок, совершенный в выходной день при управлении личным автомобилем. В аналогичной ситуации оказался и фермер, который вместе с правами в течение года потерял возможность использовать свой трактор - единственный источник тягловой силы в хозяйстве, и оказавшийся потому на грани банкротства.
Владимир Лукин признает, что не может помочь в таких ситуациях, хотя на самом деле происходит нарушение Конституции России: «Граждане могут быть лишены права управления своим личным автомобилем, а «попутно» - и права на трудовую деятельность. Иными словами, за аналогичные нарушения наказания для автолюбителей и водителей-профессионалов могут оказаться неодинаковыми, что, видимо, содержит признаки нарушения принципа их равенства перед законом», - констатирует омбудсмен.
Сейчас суды не учитывают подобные обстоятельства. Например, тот же водитель самосвала просил суд не лишать его прав, так как карьер, на котором он работал, - единственное предприятие города, где за неимением иных мест для работы было занято практически все трудоспособное население.
В то же время уполномоченный признает, что «нарушение правил дорожного движения зачастую несет особую опасность для общества и для отдельных граждан, а следовательно, должно быть наказуемо». Он не призывает давать профессиональным водителям некую «индульгенцию» на нарушения. Для решения проблемы Владимир Лукин предлагает в случаях, когда водитель-профессионал совершил проступок при управлении личным автомобилем, без ущерба для закона и справедливости назначать наказание, альтернативное лишению прав на управление автотранспортом.
Проблему разделяет и Александр Холодов, вице-председатель Комитета по защите прав автомобилистов, но он предлагает иное решение - законодательно предусмотреть возможность лишения права управления не всеми транспортными средствами, а определенными категориями. «Действительно, процедура лишения специального права превращается для кого-то в лишение работы, а зачастую и распад семьи. До 2003 года был механизм, как можно было принимать во внимание такие факты: водители приносили характеристики с работы, и ГИБДД, рассматривающая тогда все дела, принимала ее во внимание. Но такая практика себя не оправдала: справки о том, что работают водителем, стали приносить почти все. Нового механизма, как можно было бы это учитывать, пока нет», - констатирует правозащитник.
По данным судебного департамента, в минувшем году в Санкт-Петербурге водительских прав было лишено 29,2 тысячи человек, из которых более 11 тысяч - за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения или отказ пройти соответствующее медицинское освидетельствование.
Омбудсмен предлагает профессиональных водителей прав не лишать
ПО ТЕМЕ