Вчера вечером в отеле «Амбассадор» Комитет по культуре Администрации Петербурга провел презентацию новой городской премии «Посол петербургской культуры». Потенциальные лауреаты премии вступили в борьбу буквально на глазах у журналистов.
Премия будет вручаться в трех номинациях: «Лучшая презентация петербургской культуры за рубежом», «Лучший международный культурный проект для детей», «Лучшее воплощение творческого проекта». Меценатом премии выступает отель «Амбассадор», поэтому презентацию Комитет по культуре решил провести именно здесь, в конференц-зале на верхнем этаже. Собравшихся приветствовал гендиректор отеля Андрей Шарапов, пообещавший приложить все силы для повышения авторитета Петербурга за рубежом. Во главе президиума сидел лично председатель комитета Антон Губанков, представивший новую премию с большим воодушевлением. Упор в своем спиче председатель сделал на специфичности понятия «петербургская культура», не без оснований указав, что в мире интерес к этому феномену зачастую никак не меньше, а то и больше, чем к российской культуре в целом. Дело и в исторической вовлеченности Петербурга в европейские культурные процессы, и в уникальной привлекательности нашего города как туристического центра, что автоматически выделяет его из ряда других российских мегаполисов. Антон Губанков перечислил массу проектов, нацеленных на продвижение петербургской культуры за рубеж, давних и успешных. С особенно теплым чувством Губанков вспомнил о Петербургском кинофоруме – и не случайно: на днях форум презентовали в Голливуде и, говорят, с успехом. Новая премия, по словам руководителя городского культурного департамента, должна поддержать самые современные и креативные инициативы, представляющие культурный Петербург в мире, причем она не ограничится кругом учреждений и проектов, подотчетных городскому правительству. Среди номинантов, по словам председателя комитета, могут появиться и учреждения федерального подчинения, и частные независимые компании. На чьи-то выкрики из зала, что, мол, тогда премию гарантированно придется отдать руководителю Мариинского театра и неутомимому гастролеру Валерию Гергиеву, Антон Губанков сначала ответил, что у Гергиева вполне могут найтись конкуренты, потом, впрочем, оговорился: возможно, мариинского маэстро наградят званием «почетного посла» вне конкурса.
Особенно важно, как считают в Комитете по культуре, раз и навсегда искоренить порочную практику экспорта развесистой клюквы а-ля рюс – всевозможных матрешек и цыганочек – под видом культурного обмена, а представлять за границей полноценный культурный продукт, вполне конкурентоспособный. Еще Антон Губанков посетовал на «стеснительность» городских культурных учреждений, не желающих выдвигаться на соискание различных премий, и пригрозил выдвигать их принудительно.
Собравшиеся по левую и правую руку от Губанкова руководители этих самых учреждений вынуждены были срочно исправляться и стали рассказывать о том, какой вклад они вносят в подъем всемирного бренда «петербургской культуры». Директор Театра марионеток им. Деммени Наталья Лунева рассказала о международных путешествиях уникальной кукольной коллекции театра, которая и на Западе, и на Востоке вызывает неизменный интерес. Дирижер Фабио Мастранджело, итальянец, живущий в Петербурге, дипломатично рассыпался в комплиментах таким весомым музыкальным коллективам, как Мариинский и Михайловский театры, Филармония, но затем нашел доброе слово и в адрес Оркестра Эрмитажа, который Мастранджело возглавляет. Руководитель театра «Приют комедианта» Виктор Минков без стеснения перечислил многочисленные международные театральные фестивали, которые он организует: «Петербургские театральные сезоны», «Детский Петербург», «Музыкальный Петербург» – и подчеркнул, что они давно превратились в устойчивые международные бренды. Ничем подобным не могут похвастаться ни Москва, ни Новосибирск, ни Екатеринбург, ни Пермь, ни другие российские культурные мегаполисы.
Директор Музея театрального и музыкального искусства Наталья Метелица рассказала о своем международном проекте, посвященном памяти Сергея Дягилева, и других планах музея. Неожиданно в спор с Метелицей вступила директор музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая, тут же раскритиковавшая один из концертов, организованных Театральным музеем в Италии в рамках международного проекта. «Народу было мало, выступал казачий хор, какие-то силачи, какое отношение это имеет к петербургской культуре? Наталья Ивановна, только вы не обижайтесь…» Стало ясно, что конкурентная борьба за будущую премию начинается прямо в режиме реального времени.
На презентации представили изящный наградной знак, который планируют вручать премиатам. Будет ли лауреатам в конце нынешнего года, когда премия проведет первую церемонию награждения, вручено что-то еще, кроме представленного знака, осталось непроясненным, ибо утонуло в недомолвках. Антон Губанков заявил, что само звание «посла петербургской культуры» почетно, и обещал «послам» некие льготы и дополнительные возможности. Далее участники презентации поспешили в ТЮЗ, на открытие театрального фестиваля «Радуга», и еле туда успели, продираясь через жуткие пробки. Уже около ТЮЗа родилась шутка: лучшей премией «послу» стала бы пресловутая автомобильная «мигалка».
Андрей Пронин,
«Фонтанка.ру»