Ось Ново-Адмиралтейского моста будет повернута на 5-10°, его высота, возможно, повышена, а место стоянки круизных лайнеров у Английской набережной будет перенесено ниже по течению Невы. Эти предложения, прозвучавшие на заседании Морского совета в Смольном, похоже, немного успокоили судовладельцев и судоводителей. Хотя, как стало известно «Фонтанке», еще в феврале они надеялись, что на этом заседании строительство моста будет отменено.
В последние месяцы критика проекта Ново-Адмиралтейского моста, который должен соединить Васильевский остров с Адмиралтейским районом, нарастала как снежный ком. Особенно резкими были представители судостроительных и судоходных компаний и организаций, интересы которых в городском правительстве представляет Морской совет.
Основные претензии морской общественности к проекту очевидны. Во-первых, по плану, для строительства моста нужно будет, чтобы Адмиралтейские верфи, которые сейчас базируются на Ново-Адмиралтейском острове, переехали на новую площадку в Кронштадт. Как обещают в правительстве, строительство не начнется до тех пор, пока эта площадка не будет построена, чтобы работа верфей не была парализована. При этом часть денег на ее возведение должна появиться после продажи земли, на которой сейчас находятся сами верфи.
Однако судостроители полагают, что нормальная работа предприятия все же прекратится на какое-то время, а значит, могут быть сорваны контракты. Отметим также, что бывший руководитель Адмиралтейских верфей Владимир Александров возглавляет в Морском совете секцию «Судостроение».
Во-вторых, по мнению ученых и моряков, ставить мост в створе 16-17 линий опасно для судоходства. По словам заведующего кафедрой управления судна Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций Сергея Некрасова, в этом месте Нева меняет русло на 30-40° к югу, что, по его мнению, затруднит проход судов под пролетами моста.
В-третьих, в настоящее время границей между внутренними и международными водами является Благовещенский мост. По действующим правилам, после строительства нового моста эту границу нужно будет передвинуть ниже по течению Невы, следовательно, новым условным барьером должен будет стать Ново-Адмиралтейский мост. Однако это означает, что круизные лайнеры больше не смогут останавливаться на причале у Английской набережной, так как, по российским законам, суда под иностранным флагом не имеют права заходить во внутренние воды нашей страны. А значит, как полагает морская общественность, с потерей такого привлекательного места для стоянки неизбежно сократится и число туристов, посещающих город.
Кроме того, сейчас суда смешанного «река-море» плавания, которые из Финского залива идут дальше по Неве, «отстаиваются» перед Благовещенским мостом, ожидая начала развода мостов и возможности продолжить путь. И представители судоходных компаний опасаются, что после строительства Ново-Адмиралтейского моста и им придется стоять ниже по течению Невы.
Как рассказал «Фонтанке» источник в Смольном, в феврале, когда снежный ком критики на мост только начинал нарастать, представители морской общественности города, объединенные вокруг Морского совета, стали говорить о том, что проект нужно обсудить на заседании Совета. «Тогда они были абсолютно уверены, что на этом заседании решение о его строительстве будет отменено. Хотя часть их критики возникла от того, что у них просто была неполная информация о проекте», – говорит представитель Смольного.
На разъяснение своей позиции чиновники потратили два месяца. В итоге, как говорит собеседник «Фонтанки», перед заседанием Морского совета, прошедшем 14 апреля в Смольном, никто уже не думал, что решение о строительстве будет отменено, а некоторые из критиков сняли часть своих претензий. Более того: по данным «Фонтанки», окончательное предложение публично обсудить проект сделали не представители морской общественности, а вице-губернатор Юрий Молчанов, курирующий транспортный блок, хотя он знал, что дискуссия может получиться не самой дипломатичной. «Молчанов сказал: "Хотите обсудить его на совете? Хорошо, давайте"», – говорит собеседник «Фонтанки» в Смольном.
Однако «навала» на Смольный в итоге не случилось: обсуждение моста прошло более-менее спокойно, что, возможно, связано с тем, что по многим позициям договоренности между обеими сторонами уже достигнуты. Так, как заявил глава комитета по транспортно-транзитной политике Алексей Бакирей, уже принято решение ходатайствовать перед правительством РФ об изменении границ Большого порта Санкт-Петербург: теперь они будут проходить по Ново-Адмиралтейскому мосту.
По словам Алексея Бакирея, суда смешанного «река-море» плавания будут ждать разводки мостов ниже по течению реки, для чего будет создана необходимая инфраструктура, а между Благовещенским и Ново-Адмиралтейскими мостами «целесообразно построить стоянку для приема парусных судов».
Кроме того, причал для круизных судов будет перенесен ниже по течению Невы, а возможно, будет расположен и на самом Ново-Адмиралтейском острове, где могут построить, по выражению вице-президента Российского союза туристической индустрии Сергея Корнеева, «туристско-рекреационный кластер».
Что касается опасности, которую представляет мост для судоходства, то, как рассказала главный инженер проекта, ведущий специалист института «Стройпроект» Татьяна Кузнецова, сейчас рассматривается вариант поворота его оси на 5 градусов по часовой стрелке, за счет чего вектор движения судов под пролетами переправы будет совпадать с тем, как они проходят под остальными мостами на Неве. При этом в будущем, возможно, ось будет повернута еще на 5 градусов.
Кроме того, на Морском совете было принято решение провести натурный эксперимент прямо на Неве, чтобы выяснить, как в будущем, после строительства переправы, суда будут проходить этот участок. Планируется, что испытания пройдут уже этим летом.
Помимо изменения оси моста, возможно, будет увеличена и его высота. Это связано с тем, что, как рассказал заместитель руководителя ФГУ «Волго-Балтийское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» Виталий Рудых, в ближайшем будущем на Неве появятся новые грузовые суда смешанного «река-море» плавания, которые смогут проходить под неразведенными мостами. «Пропускная способность невских мостов исчерпана, поэтому, в связи с увеличением грузооборота, сейчас строятся суда небольшой высоты – 5,3 метра. Однако они будут проходить не под центральным, разводным пролетом, а под стационарным. У Благовещенского моста его высота составляет 5,7 м, у Ново-Адмиралтейского – 5,4», – отметил он. Однако, как заметила главный инженер проекта Татьяна Кузнецова, сейчас «Стройпроект» работает над тем, чтобы увеличить высоту боковых пролетов до 5,7 м.
Как отмечают в комитете по развитию транспортной инфраструктуры, Ново-Адмиралтейский мост будет построен в любом случае, так как Дворцовый нужно в ближайшее время закрывать на реконструкцию – он выдержит только 1-2 навигации. «Иначе однажды Дворцовый мост может свестись и уже никогда больше не развестись, превратившись лишь в напоминание о разводных мостах. Мы также просим представителей профессионального сообщества сначала присылать свои претензии в комитет, а уже потом, если они не получат ответов, – в СМИ. Иначе вокруг этой переправы поднимается какая-то нездоровая дискуссия», – отметили в пресс-службе ведомства.