Завтра в Мариинском театре долгожданной премьерой балета "Парк" открывается XI Международный фестиваль балета «Мариинский». Вспоминая, с каким успехом прошли предыдущие десять, мы обратились к руководителю балетной труппы театра Юрию Валерьевичу Фатееву с вопросами о том, что нового будет на этот раз.
- Фестиваль, придуманный Махаром Вазиевым и Павлом Гершензоном, прежней командой Мариинского балета, был их любимым детищем. Изменилась ли его концепция теперь?
- Концепцию мы не меняли, она с самого начала была очень удачной. В центре фестиваля по-прежнему стоит главная балетная премьера сезона, в программу по-прежнему включаются экспериментальные работы и гастроли звезд балета со всего мира.
- А восстановление старинных балетов Мариинского репертуара, которое было важнейшей частью фестиваля?
- В два прошлых года мы возобновили два советских балета, «Шурале» и «Спартак». А восстановление старых версий балетов Петипа по записям кажется мне вещью довольно спорной.
- Главное событие нынешнего фестиваля - балет одного из самых интересных современных хореографов мира Анжелена Прельжокажа «Le Parc» на музыку Моцарта. Расскажите о нем поподробнее.
- Прельжокаж по происхождению албанец, но родился во Франции. Это хореограф-авангардист, хореограф, который ломает стереотипы. Труппе было очень интересно с ним работать, потому что не так много сейчас есть хореографов, которые могли бы предложить что-то столь же захватывающее в плане хореографического языка и в плане идей.
«Le Parc» - одно из самых известных произведений мастера, созданное им для другой академической труппы – балета Парижской оперы, и для начала нашего сотрудничества с Прельжокажем было выбрано именно оно. На фестивале балет будет показан трижды, с тремя разными составами исполнителей: с Дианой Вишневой и Константином Зверевым, с Викторией Терешкиной и Александром Сергеевым и с Екатериной Кондауровой и Юрием Смекаловым. Балет рассказывает о человеческих отношениях во Франции трехсотлетней давности, но современным языком.
- Репетиционный процесс был долгим?
- Да, и решение театра о длинном подготовительном периоде дало свои результаты. Быстро выпеченные блины хороши не всегда. Мы начали работать с января, потом был перерыв, мы ездили на гастроли, но материал был уже выучен, он уже откладывался и в телах, и в умах артистов. А в последний период – с уже выученным текстом – мы стали работать над пластикой, над нюансами психологических отношений, которые здесь очень важны. Здесь каждый персонаж индивидуален, у каждого есть соло, у каждого свой эмоциональный настрой. Это балет об отношениях между мужчинами и женщинами, и здесь создается особая атмосфера, наэлектризованность разлита в воздухе – она возникает от взглядов, от прикосновений, это тот случай, когда неосязаемое приобретает очень четкие очертания. Хореограф говорит о вечной теме – о любви. Что это такое - любовь? Это ведь невозможно объяснить рационально, можно только ощущать или выразить в произведении искусства.
- На репетиции создалось впечатление, что труппа чрезвычайно увлечена работой с Прельжокажем. Это действительно так?
- Да, все очень воодушевлены, такое бывает не всегда. Причем увлечены не только солисты, но и кордебалет. Анжелен сам проводил кастинг. Театр предложил ему раза в три больше народу, и он отбирал исполнителей очень тщательно, отсматривал весь кордебалет, не только солистов, и выбирал тех, кого он чувствовал, кто был «его». Сколько слез было у тех, кто не попал! Особенно девушки переживали. Все хотели с ним работать. С первой репетиции, как только начали показывать первые движения, я увидел, как у ребят загорелись глаза. И это не пропало, не притупилось за время репетиций, не растряслось до самой премьеры!
- А репетировал он тоже сам – все три месяца?
- Нет, репетировала его ассистентка Ноэми Перлов, он второй раз приехал только теперь, чтобы подготовить спектакль непосредственно к премьере, и был очень доволен. После репетиции он сказал, что приятно удивлен и уровнем, и качеством результата, и что, кажется, мы будем танцевать лучше французов.
- Показанная его труппой Прельжокажа в декабре 2010 года «Весна священная» шокировала многих своей агрессивной сексуальностью. «Парк» такой же?
- «Парк» гораздо тоньше. Хотя меня, например, и «Весна священная» не шокировала. Там так грамотно сделан свет, такая игра света и тени, что нагота артистки воспринимается скорее эстетически – как в живописи. Конечно, у него везде эротика, но ведь это, в конце концов, всех волнует, это и есть движущая сила человечества. Просто Прельжокаж не боится говорить об этом откровенно.
- Расскажите, пожалуйста, о второй премьере фестиваля.
- Это сорокапятиминутный балет американского хореографа Бенджамина Мильпье. Он стал известен широкой публике по нашумевшему фильму «Черный лебедь», где он ставил танцы. Этот балет – неоклассика, там есть отголоски Баланчина, Роббинса, но только все чуть современнее, динамичнее. Называется он «With-out», и это игра слов, там есть и «with», и «without», и «out». Такое названием вызвано оформлением: на сцене устроен «павильон» из полос ткани, который позволяет артистам совершенно незаметно появляться на сцене и исчезать. Балет рассчитан на пять пар, в нем есть юмор, лирика и очень красивые дуэты. И на него наши артисты тоже набросились с энтузиазмом – они просто изголодались по современной западной хореографии; даже те, кто занят в «Парке», хотят учить и «With-out», причем не одну, а сразу по несколько партий. Для меня это большая радость – и подтверждение того, что мы приглашаем «правильных» хореографов.
- Еще одна неотъемлемая часть фестиваля «Мариинский» - гастролеры, танцующие наш репертуар в дуэтах с нашими артистами. Кто приглашен на этот раз?
- Во-первых, Роберта Маркез, бразилианка из лондонского Ковент-Гардена. Это прекрасная лирическая танцовщица, я ее знаю со времени работы в Лондоне репетитором. Она будет танцевать «Баядерку» с Владимиром Шкляровым, который после успехов на недавних гастролей в Канаде переведен в статус ведущего танцовщика. Затем – Дэвид Холберг из Американского театра балета. Он будет танцевать с Екатериной Кондауровой. Это блестящий лирический танцовщик, настоящий принц; по моему убеждению, хоть он и американец, но по стилю близок к Мариинскому балету, и после нашего прошлогоднего фестиваля он стал танцевать классику совсем по-мариински. У нас на его счет далеко идущие планы: этим летом он будет выступать с нашей труппой в Лондоне, а потом, возможно, получит статус приглашенного солиста. В «Дон-Кихоте» с Денисом Матвиенко выступит Эшли Баудер из New York City Ballet – очень сильная виртуозка. Еще приглашен Фридман Фогель из Штутгарта, молодой и очень способный танцовщик: с хорошими ногами и чрезвычайно сценичный. Это новое имя на фестивале – нам вообще интересно открывать для России новые имена. И, наоборот, старые знакомые: Алина Кожокару и Йохан Кобборг выступят в «Жизели». Их у нас очень любят, у них огромное количество поклонников. Да, чуть не забыл про Вингсэй Вальдес из Гаваны: она станцует «Кармен-сюиту» - интрига тут в том, что кубинскую хореографию будет танцевать кубинка.
- А как вы составляете эти пары, как выбирают партнеров для гостей?
- Стараемся подобрать пары так, чтобы партнеры в них сочетались друг с другом по фактуре. И чтобы каждый из них выступил в своей лучшей роли.
- Что такое фестиваль «Мариинский» для зрителей – понятно. А что он значит для театра?
- Фестиваль – сконцентрированный сгусток спектаклей, когда труппа показывает свои возможности на двести процентов.
Инна Скляревская,
«Фонтанка.ру»
Фото: пресс-служба Мариинского театра / Наташа Разина, Олег Зотов