Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Пешком до театра

Пешком до театра

681
Фото Михаила Огнева

Каменноостровский театр почти готов принимать зрителей. Реставрационные работы завершены, пусконаладочные обещают закончить весной. Летом здание обживут, и с осени следующего года спектакли Малой сцены БДТ пойдут на новом месте. Непонятным осталось только одно — на каких зрителей рассчитан этот театр: общественный транспорт по Каменному острову не ходит, да и проезд частного тоже ограничен.

«Я очень рада, что мы так удачно завершаем год, - заявила журналистам губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, приехавшая принять работу реставраторов. - Мы демонстрируем, как мы заботимся о нашем культурном наследии, и показываем, какие у нас в городе есть замечательные профессионалы». «Этот театр — просто алмаз в нашей культуре, - заключила она. - Аналогов в мире ему нет».

Слова губернатора никак нельзя назвать преувеличением. Реставрация Каменноостровского театра — пример для Петербурга уникальный. Деревянное здание полностью восстановлено — подлинных конструкций и деталей в нем около 80%. При этом оно полностью приспособлено для современного использования — отвечает и технологическим требованиям, предъявляемым к театрам, и пожарным нормам, и санитарным. Концепция приспособления разработана КГИОП, и авторы проявили недюжинную изобретательность.

Здание, поначалу рассчитанное только на летние эстрадные концерты, сумели превратить в полноценный театр. Для того, чтобы не менять его облик, проектировщики предложили использовать подземное пространство — в подвалах размещены буфеты для сотрудников театра, кафе для посетителей, гардероб, театральные мастерские, склады декораций и гримерные. Продуманы подъемники декораций, смонтированы инженерные системы. Сцена может трансформироваться — опускаться (и тогда театральный зал превращается в танцевальный), подниматься уступами, угол наклона зрительного зала тоже может изменяться.

КГИОП надо отдать должное — к работе на объекте привлекали лучших исполнителей. Генеральным подрядчиком выступает компания «Интарсия», генеральным проектировщиком НПО «Геореконструкция-Фундаментпроект» - именно эта организация и разрабатывала проект подземной части. Проект реставрации здания разработан НИИ «Спецпроектреставрация». Подрядчиком на первом этапе работ была компания «Краски города», на завершающем - «Интарсия». Строительство подземного пространства выполнило ООО «Геоизол». Концепция интерьеров театра была разработана Союзом художников, архитектором Владимиром Бурыгиным и главным художником АБДТ Эдуардом Кочергиным. Утвердил проект народный артист России Кирилл Лавров.

Для создания современного сценического оборудования пришлось привлекать иностранных специалистов. Нижнюю механизацию выполнила итальянская компания ACR, осуществлявшая реконструкцию оперного театра La Scala, верхнюю механизацию — немецкая фирма SBS, имеющая опыт работы в России, разработку архитектурной акустики выполнили специалисты немецкой фирмы Muller-BBM, за плечами которой опыт реконструкции залов парижской «Опера Бастиль», театра «Ла Фениче» в Венеции, концертного зала в Баден-Бадене.

Стоимость реконструкции театра — 1 миллиард 665 миллионов рублей (по данным на момент выдачи положительного заключения Главгосэкспертизы - март 2009 года). Средства выделялись из бюджета Санкт-Петербурга. «Это здание было настолько разрушено, что многие предлагали его снести, - сообщила журналистам губернатор города, делясь своими впечатлениями от обхода нового театра. - Я благодарна КГИОП, который настоял на его реконструкции».

Правда, по мнению Эдуарда Кочергина, при реставрации зала допущены серьезные ошибки. «Стены слишком светлые, - объяснил он корреспонденту «Фонтанки», показывая на белоснежный с позолотой зал. - Так нельзя. Зал должен гасить свет прожекторов, а не отражать их. Здесь же получается наоборот — правильного освещения будет практически не добиться». «Я понимаю, откуда взялся такой светлый колер, - добавил главный художник АБДТ. - Когда Николай Первый утверждал проект, он написал «сделать театр цвета белой ночи». Но ведь белая ночь — не белого цвета!»

Не понравился Кочергину и потолок зала. «Театр построен по итальянской системе, - пояснил он. - Поэтому потолок должен символизировать купол неба, а люстра — солнце. А здесь купола не получилось — потолок слишком плоский». Не восстановлена и историческая роспись — как уверяет Кочергин, люстру окружали аллегорические фигуры муз с гирляндами цветов в руках, сейчас же на потолке оставлен только круг из виньеток.

Зато сама сцена не вызвала у специалиста никаких нареканий. «Все оборудовано замечательно, - прокомментировал он. - Причем, что самое хорошее — в этом зале можно ставить спектакли варьете. Больше в городе таких площадок нет». «Вот хоть прямо сейчас приглашай Вертинского и пусть выступает», - добавил расчувствовавшийся Кочергин.

Театральный сезон начнется, как пообещали журналистам, осенью 2011 года. Правда, на кого будут рассчитаны спектакли, пока непонятно. Общественный транспорт по Каменному острову не ходит, проезд частного — ограничен. Кроме того, вместимость зала — 380 человек, и где в случае аншлага можно будет разместить на Каменном около 400 автомобилей, неизвестно. Добираться же до театра пешком — во-первых, довольно долго, а, во-вторых, проблематично — тротуары на «элитном» острове понемногу исчезают за ненадобностью. Но, возможно, спектакли, идущие на Малой сцене БДТ, окажутся настолько хороши, что зрители дойдут до своего театра, презрев любые сложности и преграды.

Справка

Летний Каменноостровский театр — памятник архитектуры позднего классицизма. Он был построен за 40 дней в 1827 году по проекту Смарагда Шустова — как временное сооружение, рассчитанное на один сезон. Архитектор предсказывал, что максимальный срок, который простоит это здание, 12 лет.
Театр простоял 17 лет, но из-за постоянных наводнений (здание начинает заливать, когда уровень воды достигает отметки 1 метр 90 сантиметров выше ординара) пришел в негодность. В 1842-1844 его реконструировали по проекту Альберта Кавоса. Деревянное здание укрепили и предсказали, что оно простоит еще около полувека. Но в 1882 году театр закрыли, а здание стали использовать как склад декораций.
В 1932 году архитектор Евгений Катонин выполнил проект реконструкции здания, театр эксплуатировали несколько летних сезонов.
Следующая реставрация была проведена в 1962-1967 годах по проекту архитектора И.Н.Бенуа, и в КГИОП до сих пор говорят о работах на этом объекте как об образце бережного отношения к историческим зданиям.
В шестидесятые годы театр служил концертной и репетиционной площадкой оркестра имени В.В.Андреева, кроме того, на его сцене снимались многие телевизионные спектакли. В 90-х годах в здании разместился Клуб спортивного бального танца. Новые хозяева пытались своими силами привести разрушающееся здание в порядок — частично отреставрировали зал, находившийся в аварийном состоянии, поменяли систему отопления — специально для этого объекта был разработана конструкция теплого пола, позволяющая обогревать здание, но при этом не наносящая вреда деревянным конструкция. Кроме того, специально для танцоров в зале настелили особое покрытие — паркет положен на слой пробки, чтобы не травмировать ноги танцующих. Этот пол специалисты «Интарсии» сохранили.
Здание передали БДТ в октябре 2005 года в связи с 80-летием художественного руководителя театра, народного артиста России Кирилла Лаврова.

Кира Обухова,
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях