Гулять по Малой Конюшенной улице в Петербурге, задумывавшейся как «рай для пешеходов», не рекомендуется — прогулка может оказаться в жизни последней. Автомобилисты торопятся по своим очень важным делам, напрочь игнорируя все обозначения пешеходной зоны. Причем поток транспорта таков, что на входе и выходе с улицы постоянно образуются автомобильные пробки.
Пройти нельзя ни по краям улицы — территория занята припаркованными автомобилями, ни ближе к середине — здесь теперь находится проезжая часть. "Бывший бульвар, украшенный скульптурами, декоративными светильниками и скамейками, пришел в плачевное состояние — лампы разбиты, скамейки поломаны, элементы декоративных решеток унесены на память", - услышав такое описание от читателей "Фонтанки", мы решили узнать: кто должен следить за состоянием пешеходных улиц.
«Это не наша зона ответственности, - объяснили в администрации Центрального района. - За ними следит комитет по благоустройству». В КБ, в свою очередь, объяснили, что в задачу ведомства входит только уборка, а вопрос - кто отвечает за сохранность одного или другого участка, в каждом случае решается индивидуально — часть территории находится в собственности либо у ТСЖ, либо предприятий, которые и должны следить за состоянием своих участков.
Последствия «смешанного подхода» печальны. Колесами давно разбита декоративная плитка, не рассчитанная на такие нагрузки, разбиты водоотводы — улица покрыта слоем жидкой грязи из подтаявшего снега, покорежена брусчатка. О подогреве тротуаров, которым когда-то гордились городские власти, забыли давным-давно.
«Понимаете, мы можем убрать мусор и даже вывезти снег, но на подогрев тротуара должны выделяться деньги, на ремонт разбитых светильников — тоже, - пояснили «Фонтанке» в одном из ТСЖ на Малой Конюшенной. - Пешеходная зона — это очень красиво, но на нее, во-первых, надо тратить деньги, а во-вторых, она не рассчитана на автомобилистов, которых отсюда просто не выгнать». К слову, то финансирование, которое выделяют из городского бюджета комитету по благоустройству, тоже не рассчитано то, что пешеходные улицы используются как транспортные артерии.
Выгонять автомобилистов — обязанность ГИБДД, однако автомобили, сворачивающие с Невского на пешеходную зону, инспекторы стараются не замечать. Их поведение становится понятным, если посмотреть на госномера автомобилей, двигающихся по Малой Конюшенной. За полчаса фотокорреспонденту «Фонтанки» удалось заметить один автомобиль с номером А...АА (администрация Смольного), один О...ОО (правительство города, а также ведущие бизнесмены), два Т...ТТ и один М...ММ (ведущие представители бизнеса) и один О...СА (ГУВД). Останавливать столь важных людей никто даже не пытается, а заодно не трогают и всех остальных — автомобилей с «простыми» номерами на Малой Конюшенной тоже достаточно.
Любопытно, что именно поведение автомобилистов, не желающих соблюдать ограничения пешеходных зон, и было причиной для отмены концепции создания «пешеходного Петербурга». Еще в феврале 2007 года Олег Виролайнен, возглавлявший КБДХ, заявил, что пешеходные зоны нецелесообразны - слишком затратны, а толку от них немного. В качестве подтверждения уже тогда он привел в пример именно Малую Конюшенную улицу, которую петербуржцы используют «не как пешеходную зону, а как проезжую часть». Фотографии «Фонтанки» подтверждают правоту главы дорожного комитета, а заодно позволяют сделать выводы, о каких именно петербуржцах идет речь.
Тогда еще, по словам Виролайнена, каждая пешеходная зона обходилась городу в 40 миллионов рублей. С доводами чиновника в Смольном согласились, и 19 октября 2007 года губернатор Валентина Матвиенко приостановила действие постановления правительства города «Концепция развития пешеходных территорий исторического центра Петербурга» до 2010 года. Пока в Смольном к этому документу не возвращались.
Справка: Концепция создания «пешеходного Петербурга» была утверждена в 1997 году. Первая в городе пешеходная зона была открыта в 1998 году на Малой Конюшенной — эта территория до сих пор считается образцовой. Дальнейшее развитие определяла адресная программа, утвержденная в 1999 году постановлением правительства Санкт-Петербурга: предполагалось создать до конца 2004 года порядка 50 новых пешеходных зон. В 2001 году городское правительство определило 14 адресов, по которым должны были обустроить пешеходные зоны и зоны повышенной комфортности. На реализацию проекта выделили 8,5 миллиардов рублей.
В Центральном районе планировалось создать шесть таких территорий: «Музейный Петербург» (Невский пр., Дворцовая наб., набережная Фонтанки), «Таврическая» (Фурштатская ул., пр. Чернышевского), «Невская» (Невский пр. и ул. Жуковского, ул. Восстания и Литейный пр.), «Привокзальная» (Пушкинская ул. и Лиговский пр.), «Центральная» (около Гостиного Двора), «Большая Московская – улица Правды». Четыре зоны должны были появиться в Адмиралтейском районе: «Витебская» («Витебский вокзал», наб. Обводного канала), «Петербург Достоевского» (наб. Крюкова канала, Садовая ул., ул. Ефимова, Казанская ул. и ул. Декабристов), «Театральная» (вдоль Крюкова канала) и «Садовая» (Сенная пл., Садовая ул.). Еще четыре пешеходные зоны в Василеостровском районе и на Петроградской стороне: «Василеостровские набережные», «Васильевский остров», «Спортивная», «Петроградская сторона». Город успел создать две из них - «Большую Московскую» и 6-7-ю линию».
Однако в 2003 году в ходе осмотра Большой Московской улицы и улицы Правды в ноябре 2003 года уже новый губернатор города Валентина Матвиенко осталась не слишком довольна и дала поручение председателю КБДХ Владимиру Дедюхину проработать концепцию создания пешеходных зон, увязав их с транспортными потоками. Кроме того, губернатор дала распоряжение рассмотреть возможность передачи некоторых зданий для размещения крупных гостиниц на 150 мест и более в районе будущих пешеходных зон. Однако через четыре года выяснилось, что содержание свободных от автотранспорта улиц городу невыгодно.
Малая Конюшенная стала дорогой для випов (фото)
ПО ТЕМЕ