В Сети появились приказы одного из крупнейших вузов страны, касающиеся приема иностранных делегаций и студентов. Интернет-сообщество взорвалось: попахивает возвращением в СССР и требованием с людей особых анкетных данных. Выяснилось, что работать в режиме секретных объектов обязаны если не все, то большинство высших учебных заведений страны. С чем они категорически не согласны.
Приказы и объяснения, вышедшие из-под пера руководства Санкт-Петербургского государственного университета, были опубликованы на блоге члена правления Института современного развития Евгения Гонтмахера, зарегистрированном на сайте радиостанции «Эхо Москвы». Из документов следует, что за перемещениями иностранных делегаций и жизнью студентов в одном из крупнейших вузов России следят, мягко говоря, пристально.
Более того, как говорится в приказе, датированном 2009 годом, краткосрочный прием иностранных делегаций должен быть организован по следующей схеме: составление программы (с ее предоставлением не позднее 10 дней до дня встречи в службу безопасности вуза) — предоставление отчета (также не позднее 10 дней после завершения приема). При этом в программе должны быть указаны паспортные данные гостей, цели визита, участники встречи от СПбГУ и... маршрут передвижения по территории университета. Словом, каждый шаг иностранца на территории высшего учебного заведения должен быть запротоколирован, описан, проконтролирован и подшит в соответствующую папку.
Однако, как стало известно корреспонденту «Фонтанки», это — не инициатива и не ноу-хау СПбГУ. Подобные документы должны быть если не во всех, то во многих высших учебных заведениях России. Обоснованием создания подобного документооборота являются «Инструкции по обеспечению режима секретности в РФ» № 3 — 1 (относится в том числе и к вузам, как к представителям госсектора). Кстати, сами инструкции настолько секретные, что достать их текст простому смертному не представляется возможным. Более того, вузы прописывают следование этому документу в своих уставах. Это может выглядеть, например, следующим образом: «Руководствуясь... вуз осуществляет работы по защите государственной тайны и информации... Вправе выполнять работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, с момента получения лицензии соответствующего органа исполнительной власти Российской Федерации».
Отметим, что, по данным «Фонтанки», «особый режим секретности» не удовлетворяет руководство отечественных вузов. Ректоры не видят необходимости в составлении многочисленных протоколов визитов иностранных делегаций. По некоторым данным, на последнем заседании руководителей крупнейших вузов страны с министром образования и науки Андреем Фурсенко, ректор знаменитого МГТУ имени Баумана Анатолий Александров жестко поставил вопрос о внесении изменений в подобные документы и был поддержан абсолютным большинством представителей ректорского корпуса.
Советник директора ГУ-ВШЭ в Петербурге по юридическим вопросам Дмитрий Бычков считает, что раздувание данной ситуации является надуманным и искусственно создает проблему, которой на самом деле не существует. «Инструкция по обеспечению режима секретности в РФ» утверждена постановлением правительства России. Правоотношения, которые она регулирует, не являются профильными для нас (основная деятельность для университета – предоставление образовательных услуг). Более того, данная инструкция является документом для служебного пользования, то есть касается лишь определенного круга должностных лиц, доля деятельности которых в общей деятельности университета составляет ничтожную часть», - сообщил он корреспонденту «Фонтанки».
Кстати, «Инструкции...» и, по всей видимости, приложения и дополнения к ним должны защищать от вмешательства в их секреты иностранных лазутчиков не только вузы, но и студентов из-за рубежа. Так, для них специально составлен пример объяснения (на любой случай жизни) с паспортными данными, факультетом и данными о родственниках. Любопытен в нем вопрос: «имеет ли кто-нибудь из родственников связь с незаконными вооруженными бандформированиями?»
В целом, Россия, как оказалось, пока не сильна в защите своих национальных интересов. В этом плане пример нужно брать с Соединенных Штатов Америки, которые еще на стадии въезда в страну отсеивают нежелательные элементы. Например, в анкету для получения визы в США включены весьма любопытные вопросы:
«- Являетесь ли Вы членом или представителем террористической организации в определении Госдепартамента США?
- Принимали ли Вы участие в осуществлении политики геноцида или в преследованиях, прямо или косвенно направляемых правительством нацистской Германии?
- Страдали ли Вы когда-либо опасным для общества инфекционным заболеванием или опасным физическим или психическим отклонением, принимали ли Вы наркотики, являлись ли наркоманом?».
Мария Цыганкова,
Фонтанка.ру