Российско-белорусской дружбы в Мариинском дворце не получилось. Деятели культуры, собравшиеся в Белом зале горпарламента обсудить единение народов, не сошлись в оценках коллег-обладателей премий Союзного государства. Некоторые и вовсе признались, что в первый раз слышат о существовании «союзного» конкурса, учрежденного более 10 лет назад. При этом его призовой фонд в 2011 году составит 16,5 млн рублей.
Если говорить официальным языком, то мероприятие, прошедшее в ЗакСе, было обозначено как круглый стол «Тема единения народов Беларуси и России в творчестве деятелей литературы и искусства. О премии Союзного государства». Как сообщает портал петербургского парламента, круглый стол продолжил цикл встреч с представителями творческих союзов Беларуси и России «в рамках начавшейся кампании по выдвижению номинантов на премию Союзного государства в области литературы и искусства за 2011-2012 годы».
Несмотря на заданный вектор братства, напряжение чувствовалось с самого начала — например, среди раздаточных материалов можно было обнаружить газету с требованием прекратить травлю президента Белоруссии Александра Лукашенко в российских СМИ.
Каждый участник начинал выступление с тезиса о «единой стране». Все говорили, что разборки — это дело политиков, но «мы-то единый народ», к тому же люди искусства… И вроде как ни при делах. «Мы настолько единое совет..., то есть союзное государство», - оговорилась солистка Мариинского театра Ирина Богачева.
Имени Путина не прозвучало, фигуры Медведева и Лукашенко всплывали по одному разу — о президенте России вспомнили в контексте обсуждения «нашего будущего», то есть детей, а Александр Григорьевич был упомянут за то, что на 300-летие Петербурга подарил копию пушки петровских времен.
«Я преподаю в консерватории, у меня в классе учатся очень талантливые ребята из Белоруссии, и я их обожаю! - воскликнула Богачева. - Думать нужно прежде всего о детях, им выпало трудное время — эпоха перемен, кризисов. Дай Бог, чтобы им жилось лучше, чем нам».
От дел земных («любопытных контактов с Белоруссией в области библиотечного дела») участники перешли к вещам более возвышенным — к обсуждению бюджета Союзного государства на 2011 год (его представила замначальника департамента социальной политики и информационного обеспечения постоянного комитета Союзного государства Ольга Виноградова), положению о премиях в области литературы и искусства (суммы составят по 5,5 млн рублей на одного творца), посетовали на то, что, согласно правилам, на конкурсе не могут быть представлены артисты цирка, оперы и балета, порадовались совместному фильму «Брестская крепость».
Кстати, о правилах, к участию допускаются работы, обнародованные не позднее 1 марта 2010 года, те же, к кому муза пришла позже, остаются за бортом. До 1 февраля 2011 года нужно подать в Минкульты обеих стран полные пакеты документов.
Примечательно, что о премии, существующей 11 лет, знают единицы. В частности, председатель петербургского Союза композиторов Григорий Корчмар заметил, что они «были слишком поздно извещены — почти через 10 лет».
Ирина Богачева вернулась к проблемам талантливых, но бедных детей и попросила финансирования международного конкурса оперных певцов и премии Дмитрия Лихачева. «Стыдно, но мы должны об этом думать», - с грустью добавила она. Ей ответили, что, дескать, бюджет не резиновый, к тому же, оценкой значимости заявленных мероприятий должен заниматься Минкульт.
Солистка Национального Академического Большого театра оперы и балета Белоруссии Наталья Руднева рассказала о новом спектакле «Снегурочка», режиссер которого из России, это, по её мнению, поможет «растопить грани между Россией и Белоруссией».
Доказано, что грамотный пиар способен на многое — белорусская сторона подошла к делу с толком, отметив в качестве положительного опыта сотрудничества совместный спектакль «Свадьба» по пьесе Чехова, который стал сенсацией в Европе и продемонстрировал нежные отношения братьев-славян, близких к медовым.
«Какое отношение к Союзному государству имеет лауреат 2006 года, актер Александр Калягин?! - продемонстрировал менее радостно-предсвадебный настрой номинант прошлого года писатель Иван Сабило. - Причем здесь Владимир Костюхин или Алексей Петренко?!»
«Решение принято! В этом зале этих людей нет, они Вам возразить не могут! Не хотелось бы это обсуждать», - перебила его Виноградова.
«В списке лауреатов могли бы быть прекрасные актеры Алексей Баталов, Вячеслав Тихонов, к примеру. Пахмутова получала премию, и это прекрасно. Она действительно достойна», - продолжал Сабило.
«Не спорю, с ходу можно назвать с десяток достойных имен, но от них почему-то никто заявок не подавал», - отбивалась дама в красном.
«Хочу напомнить пролог Евангелия от Иоанна: "Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог", и призвать присуждать премии и литераторам тоже», - сухо добавил он.
Ответ Виноградовой был по-женски эмоциональным и по-союзному толерантным: «Одними из трех первых лауреатов были именно литераторы — Иван Шамякин и Алексей Дударев, поэтому претензии необоснованны!»
Похвально, что деятели культуры проигнорировали и модернизацию, и инновацию, зато поговорили о физическом и духовном обновлении, на пороге которого обе страны, считают они, стоят. Правда, в чём именно эти процессы проявляются, деятели искусства с присущей им рассеянностью, не уточнили.
Российская сторона попыталась разрядить обстановку, предложив коллегам из Белоруссии подавать на конкурс работы, посвященные сочинской Олимпиаде. Братья-славяне шутки не оценили.
«А приз 5,5 млн на человека в какой валюте. В нашей?» - уточняла в конце член правления ОО «Белорусский союз кинематографистов» Галина Злобенко. Вопрос вызвал улыбку раздосадованной пикировкой с Сабило Виноградовой, которая поспешила заверить, что «в ваших рублях сумма исчисляется в миллиардах».
В целом создалось впечатление, что премия Союзного государства – это не тот вектор, по которому должны развиваться отношения единения. Ведь издавна известно: «дружба дружбой, а денежки врозь».
Александра Гармажапова, Фонтанка.ру