Минэкономразвития решило стимулировать простых граждан и частные компании к переходу на использование навигаторов спутниковой системы ГЛОНАСС – за счет средств федерального бюджета будут созданы автомобильные карты всей страны, которые любой желающий сможет скачать через Интернет. Приказ об этом, подписанный министром Эльвирой Набиуллиной, 8 ноября прошел регистрацию в Минюсте.
На электронную карту автодорог должна наноситься информация о направлении движения, действующий ограничениях (минимальная или максимальная cкорость, допустимая нагрузка на ось, ограничение высоты и пр., сезонных и иных временных ограничениях возможности проезда) и т.д. Карта должна содержать информацию о названиях улиц, адресах домов, почтовых индексах и пр.
Кроме того, предусматривается включение информации о придорожной инфраструктуре – автозаправочных станциях, государственных лечебных учреждениях, стационарных постах ГИБДД, пунктах пропуска через государственную границу, таможенных постах и пр. Пользователю также будут доступны телефоны этих организаций.
Все карты должны размещаться на сайте Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии (Росреестра). Для населенных пунктов их масштаб составит 1:10000 (в 1 см. 100 метров), для территории промышленно развитых районов – 1:25000. Для остальных районов России (вне городов и поселков) карты будут изготавливаться с масштабом от 1:50000 до 1:100000.
Допустимые отклонения от координат не должны превышать 15 метров. Правила предусматривают изъятие со схем маршрута сведений, составляющих государственную тайну.
Обновление информации на цифровых картах должно производиться не реже одного раза в пять лет, а навигационной и иной информации – каждые два года.
Когда в открытом доступе появятся первые карты, приказом не определено.
Также установлено, что граждане и юридические лица, создавшие своими силами навигационные карты, обязаны передать их копии в соответствующий картографо-геодезический фонд. При этом за разработчиком сохраняется авторские права на такое произведение.
Напомним, что законодательство обязывает использовать приемники ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS на многих транспортных средствах. В частности, они должны устанавливаться на автобусах (включая «микро», имеющие более семи пассажирских мест), а также грузовики, используемые для перевозки специальных и опасных грузов. Зачастую условие об установке навигаторов ГЛОНАСС включается в конкурсную документацию при закупках автомобилей для милиции (в частности – в Ленинградской области) и т.д. В Санкт-Петербурге такие приемники планируется установить на все городские автобусы, спецтранспорт и пр.
При этом потребители чаще всего скептически относятся к обязанности покупать приемники отечественной навигационной системы: они дороже обычных приборов GPS, не гарантируют точность определения координат (формирование спутниковой группировки пока не завершено), а навигационные карты отсутствуют.
Напомним, что Глобальную Навигационную Спутниковую Систему (ГЛОНАСС) начали строить еще в 1982 году по заказу Министерства обороны СССР. Из-за реформ конца 80-х и дефицита финансирования в 90-х годах прошлого века запуск спутников был приостановлен, а три четверти из ранее выведенных на орбиту вышли из строя. Полное развертывание спутниковой группировки планируется завершить к концу этого года.
Павел Нетупский, «Фонтанка.ру»