Этой зимой в Петербурге бороться со снегом и гололедом будут, как и раньше, с помощью проверенного народного средства – соли. Для этих целей городом уже закуплено 160 тысяч тонн хлорида натрия, а в каждом районе города построено по солехранилищу.
Как рассказал председатель Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга Андрей Подобед, пока у хлорида натрия нет альтернативы. По мнению чиновника, по таким показателям, как эффективность, экономичность и экологичность, у соли нет конкурентов среди других антигололедных материалов. Сегодня, например, городу тонна соли обходится по цене в среднем 2 тысячи рублей. Для сравнения, более современный антигололедный препарат – "Бионорд" – стоит в пять раз дороже. Андрей Подобед признается, что пока для городского бюджета это дороговато, тем более, что по сути деньги, которые город потратит на закупку современных реагентов, с приходом весны, когда начнет таять снег, в буквальном смысле «утекут в канализацию».
По мнению чиновника, соль намного предпочтительнее еще и по другой причине – она оказывает минимальное воздействие на окружающую среду. В конце концов, даже когда дорожники перестараются и где-то «пересолят», достаточно только промыть эту улицу водой. «Тем более, что в Петербурге, где количество дождей превышает среднестатическую норму по стране, и этого можно не делать – природа все сделает сама», – утверждает Андрей Подобед.
Уличный пересол
Однако с этой позицией категорически не согласен главный токсиколог Петербурга Георгий Ливанов. По его мнению, реагенты, в том числе и соль, агрессивны по отношению к человеку и окружающей среде. Весной, в период массового таяния снега, они остаются на мостовых, превращаясь в пыль. Люди вынуждены дышать ею, что может вызвать аллергию и серьезные заболевания дыхательных путей. Кроме того, соль вызывает коррозию автомобилей, от нее портится обувь, страдают животные.
Несколько лет назад, когда москвичи начали жаловаться на то, что от соли у них трескается кожа на сапогах и ботинках, что им приходится отрезать полы шуб, чтобы они окончательно не расползлись по швам, в одном из научно-исследовательских институтов были проведены эксперименты, чтобы выяснить, насколько агрессивны различные антигололедные реагенты и, в частности, хлорид натрия. К какому выводу пришли тогда ученые можно только догадываться, так как сразу после этого в Москве запретили применять любые реагенты на тротуарах. И до сих пор столичные тротуары посыпают только гранитной крошкой. А на днях новый мэр Москвы Сергей Собянин подписал распоряжение, по которому противогололедными реагентами запрещено обрабатывать уже и дворы жилых домов, и пешеходные зоны, и остановки.
Диета для Петербурга
По мнению заведующего центральной лабораторией РосДорНИИ Юрия Розова, совсем отказываться от использования соли в борьбе со снегом все же не стоит. По его словам, в Финляндии, например, несмотря на официальное заявление об отказе применения хлорида натрия, в крупных городах его все-таки применяют. «На мой взгляд, во всем нужна мера. Нужны четкие нормы, контроль, и квалифицированные кадры. Конечно, «дозу» нужно снижать и работать в предупредительном режиме», – говорит он. Эксперты, например, считают, что если распылять всего 10 грамм соли на квадратный метр, то этого будет вполне достаточно, чтобы потом соль можно было без труда убрать.
Впрочем, попытки прописать Северной столице малосолевую диету все-таки есть. В этом году, например, власти города на пробу закупили 10 тысяч тонн новейших реагентов с пониженным содержанием вредного вещества. Кроме того, этой зимой убирать улицы от снега будет современная техника. Компьютеры, установленные на таких машинах, будут четко дозировать количество реагентов, не допуская пересола. Высокие технологии предполагается применять и на дорогах – на городских магистралях появятся специальные метеодатчики, которые будут следить за состоянием окружающей среды и температурой асфальта. И перед началом снегопада подавать сигналы к автоматическому включению устройств по распылению реагентов.
Еще один способ борьбы с гололедом – подогреваемые тротуары. Их предполагается обустроить в историческом центре города – на Невском проспекте и набережных. Специально вскрывать асфальт для этого не будут, «утеплять» тротуары будут, скорее всего, во время проведения капитального ремонта.