С 1 ноября в России вступают в силу новые правила воздушного движения. Владельцам самолетов и вертолетов упростили процедуру взлета. Но в аэроклубах сомневаются, что это поможет развитию частной авиации. Кроме послаблений авиаторов ждут новые санкции, ведь теперь нарушителям воздушного движения грозят статьи УКа и КоАПа.
Главное, что изменится после 1 ноября, это порядок взлета для частного авиатранспорта. Пилоту больше не надо будет запрашивать разрешение на взлет за три дня, а затем ждать подтверждения. Теперь будет достаточно только сообщить диспетчеру о взлете и точке прилета за 1 час до начала полета.
Петербургским авиаторам упрощение процедуры взлета по душе. «Новые правила — это, определенно, шаг вперед, - считает руководитель аэроклуба «Дельфин» Анатолий Иванов. – Но на работе нашего авиаклуба это скажется незначительно, поскольку мы, в основном, занимаемся аэродромными перелетами. А вот владельцем частного авиатранспорта и взлетных площадок станет проще. Мы наконец-то начали идти по тому же пути, что и Финляндия, Германия и США».
За границей действительно делают многое для развития частной авиации. Например, в США зарегистрировать воздушное судно можно по почте, оплатив перед этим пошлину в 5,5 долларов (около 180 рублей), а свидетельство летной годности вообще выдается бесплатно. В России регистрация обходится в 2 тысячи рублей и требует личного присутствия владельца либо его представителя с нотариально заверенной доверенностью в Москве. Первоначальное получение свидетельства будет стоить около 100 тысяч рублей, а его продление - до 50 тысяч рублей (в зависимости от ряда характеристик авиатранспорта).
Перемещение и обслуживание собственного самолета и вертолета у нас тоже дороже, чем за рубежом. Например, в той же Америке 1 литр авиационного бензина стоит около 33 рублей (около 4,5 долларов за галлон). У нас же придется выложить минимум 70 рублей. Аэронавигационных сборов ни в США, ни в Англии нет. А у нас за внутренние полеты попросят заплатить 117 рублей за 100 километров, а за международные — 938.
«В том числе и поэтому частный авиатранспорт после введения правил популярнее, скорее всего, не станет, - считает соучредитель аэроклуба «Полет» Евгений Воронов. - Прекрасно, что у нас их вводят. Но новый порядок повлияет на общую ситуацию лишь процентов на 5. Ведь главная проблема - с инфраструктурой - все еще остается нерешенной. В городе есть аэродромы, но их недостаточно, и к их качеству есть целый ряд замечаний».
Сейчас в Петербурге кроме аэродрома «Пулково», по данным комитета по транспортно-транзитной политике, действуют 12 посадочных площадок: на Елагином острове, Благовещенском мосту и Московском шоссе, 231, на территории Форта «Константин» и Петропавловской крепости, в Петергофе, Парголово, Девяткино, Уткиной заводи, на крыше отеля «Амбассадор», в «Центральном яхт-клубе» и на заводе «Степан Разин» (район аэропорта). Что же касается маршрутов, то летать над городом можно только вдоль КАД и над водными путями.
Но главной причиной, из-за которой даже после введения послаблений количество «частников» не увеличится, опрошенные «Фонтанкой» эксперты назвали новые санкции. «Один из самых серьезных вопросов для всех нас – поправки в Уголовный и Административный кодексы, - рассказал директор аэроклуба «Взлетим.ру» Сергей Иванов. - Там за малейшее нарушение предлагается сажать всех пользователей воздушного пространства на реальные сроки».
Согласно новым правилам, пилотам, которые станут летать без диспетчеров, будет грозить административная или даже уголовная ответственность, если они пересекут границу запретной зоны или станут виновниками воздушного инцидента. Как уже писала «Фонтанка», сейчас Минтранс разрабатывает проект закона, который ужесточит ответственность за нарушения правил воздушного пространства. Например, если, управляя самолетом, пилот станет виновником смерти другого человека, то ему будет грозить тюремное заключение до семи лет.
Напомним, что этим летом в Приморском районе без всяких разрешений летал над жилыми домами летал частный вертолет. В объяснительной записке, которую пилот писал по требованию Росавиации, он написал, что его неадекватные действия были вызваны «внезапно возникшими форс-мажорными обстоятельствами личного характера». Все материалы дела о несанкционированном над городом были переданы в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) и правоохранительные органы. «К нарушителю правил использования воздушного пространства и требований обеспечения безопасности полётов будут приняты самые жёсткие меры», - отметили в пресс-службе Росавиации.
Нарушение прежних правил регулирует КоАП (статья 11.4., часть 2). Она предусматривает возложение штрафа в размере от 3 до 5 тысяч, если пилот летал как частное лицо. Если же он совершил полет как должностное лицо, то до 50 тысяч тысяч, а если несанкционированный взлет организовало юридическое лицо, то размер штрафа может достигнуть полмиллиона рублей.
Справка:
По данным комитета по транспортно-транзитной политике, в городе зарегистрировано около 30 единиц малой авиационной техники. В это число входят транспорт МЧС, коммерческих компаний и частных владельцев. В аэроклубах Петербурга час полета на самолете стоит от 4 тысяч рублей, на вертолете – от 9 тысяч рублей, на параплане – от 1 тысячи рублей.
Валерия Петрова, "Фонтанка.ру"