21 октября 2010 года в 16.00 в парадных залах особняка Румянцева (Английская наб., 44) открывается выставка «Старый Петербург. Столица и окрестности».
Она объединила более 160 произведений живописи и оригинальной графики XVIII — середины XIX века из коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга: виды Петербурга, Царского Села, Павловска, Петергофа, Гатчины, Парголова, Черной речки, Каменного, Елагина, Крестовского островов, созданные лучшими русскими художниками и иностранными мастерами, жившими в России.
Наряду с городскими пейзажами в экспозиции будут представлены бытовые и жанровые сцены, виды интерьеров петербургских и загородных дворцов, особняков, общественных зданий, которые расскажут о повседневной жизни столицы Российской империи на протяжении полутора веков: от эпохи Петра Великого до времен правления императора Николая I.
Самое раннее по времени создания произведение на выставке — рисунок архитектора Николо Микетти 1723 года «Колоннада „Кривые галереи“ у шлюза в Петергофе» — передает дух «петровской эпохи».
Восторженное отношение к Петербургу, стремление показать блеск и мощь новой строящейся столицы отличает работы художников второй половины XVIII века Мишеля Дамам-Демартре, Карла Кнаппе, Доменико Ламони, Иллариона Мошкова, Гавриила Сергеева, Жана Траверса, запечатлевшие простор и ширь городских площадей и проспектов, размах грандиозных строек, великолепие императорских резиденций в Петербурге и пригородах. Особую ценность среди этих произведений представляют пейзажи Петербурга, Павловска, Царского Села, выполненные в 1780-1800 годах архитектором и замечательным художником-рисовальщиком Джакомо Кваренги.
Город первой половины XIX века представлен в экспозиции живописными полотнами прославленных петербургских пейзажистов Федора Алексеева, Ивана Айвазовского, Максима Воробьева, Алексея Максимова, Бенджамена Патерсена, акварелями и карандашными рисунками Пьетро Гонзага, Луиджи Премацци, Василия Садовникова, братьев Григория и Никанора Чернецовых, Иосифа Шарлеманя и других.
Атмосферу, царившую в Петербурге времен императоров Александра I и Николая I, передают акварели и гравюры с изображением военных парадов, торжественных церемоний, народных празднеств. В их числе работы Огюста Монферрана «Выгрузка колонны для Исаакиевского собора» (1824), Максима Воробьева «Дворцовая площадь в день открытия Александровской колонны 30 августа 1834 года» (ок. 1834) и Василия Садовникова «Открытие памятника Николаю I на Мариинской площади» (1859). Городские гулянья изображают гравюры неизвестных художников «Ледяные горы на Неве у Петровской (Сенатской) площади» (1810-е), «Катальные горы на Крестовском острове» (1810-е — начало 1820-х) и живописное полотно предположительно кисти Ивана Крамского «У балаганов» (1860-е).
Демонстрирующиеся на выставке произведения не только позволят познакомиться с творчеством лучших живописцев и рисовальщиков XVIII — первой половины XIX века, судьба которых была связана с Петербургом, но и провести определенные параллели между историческим и современным обликом города.
Источник: prochtenie.ru