Все родители время от времени наказывают своих детей. По данным опроса, проведенного фондом «Общественное мнение», физические наказания как допустимый метод воспитания детей поддерживают четверть россиян.
Что люди понимают под разумным, допустимым физическим наказанием? Чаще всего - битье с использованием тех или иных подручных средств: ременя, крапивы, скакалки, и т.д. Для многих пределом разумного наказания выступает легкий шлепок. Некоторые респонденты в диапазон допустимых мер воспитания включили подзатыльники, затрещины и прочие спонтанно ситуативные реакции взрослых на детские проступки, другие - воспитательный угол. Примечательно, что те респонденты, которых в детстве наказывали физически, чаще высказывались в пользу такой воспитательной практики, нежели те, кому в детстве побоев удалось избежать.
Родители, практикующие жестокие истязания за гранью законности и общечеловеческих принципов, вероятно, участие в этом опросе не принимали. Однако прецеденты мы можем видеть сплошь и рядом, просто включив телевизор или присмотревшись поближе к соседям.
Причины и последствия
Современная жизнь рождает массу факторов, генерирующих агрессию в семье. Однако то, что взрослый может воспринять без последствий для психики, ребенку может нанести непоправимую травму. Детский и подростковый возраст – период, когда человек больше всего подвержен нервным и психическим расстройствам. Возрастные кризисы приходятся на 10 из 18 лет: первый наступает в 3-4 года, второй – в 5-7 лет, третий – в 12-18. Очевидно, что самый хрупкий и ранимый период взросления закладывает базу восприятия окружающего мира на всю будущую жизнь. Каким вырастет человек, если изначально этот мир встретил его безапелляционным «нельзя», жестоким «молчи», болью физической и эмоциональной, преследующим чувством стыда, обиды и непонимания?
Руслан Матшин, психолог-консультант, так прокомментировал нашу тему: «Причина жестокого обращения с детьми зачастую кроется в недостатке элементарных знаний о детском развитии. В систему ценностей ребенка до двух лет не вписываются понятия «своя, чужая игрушка», например, ему непонятно, почему нельзя без спроса взять чью-то вещь. Глупо и опасно наказывать его за это физически. Другой вариант – агрессия как самый быстрый и примитивный способ решения проблемы. Взрослый сам по себе не приемлет воспитательных бесед, долгих объяснений, понятных ребенку. Проще ударить без объяснения причин, чтобы на всю жизнь запомнил. Ребенок, конечно, запомнит, но только не совсем то, что нужно родителю».
Дети, пережившие жестокое обращение в семье, испытывают впоследствии массу комплексов, которые преследуют его и во взрослой жизни: «Я слаб и ничтожен, недостоин любви». Часто эти чувства маскируется отчужденностью и безразличием в поведении. Жертвы насилия или жестокого обращения, как правило, боятся других людей, считают их опасными, враждебными и отрицают саму возможность обратиться к ним за помощью. Им сложно постоять за себя, отстаивать свои взгляды.
Алиса Миллер и другие психотерапевты, работавшие с отверженными или потерпевшими физическое насилие, отмечали, что такие люди стремятся обрести что-то ими утерянное, они даже могут не понимать, чего же им не хватает, но абсолютно уверены, что лишены чего-то жизненно необходимого.
Повзрослев, многие из этих ребят воспитывают своих отпрысков по той же схеме. Насилие для них становится привычной формой взаимодействия, получается замкнутый круг.
Самые знаменитые серийные убийцы и маньяки в большинстве своем пережили тяжелое детство. Чувства стыда, обиды, ущербности, преследовавшие их в раннем возрасте, в итоге выливалось в ярчайшую агрессию и неоправданную жестокость по отношению к окружающим.
Другой аспект проблемы - модель домашнего насилия как естественная норма передается от одного поколения другому: строгие наказания обычно не считают насилием по отношению к детям, а рассматривают в качестве семейной традиции. Такова российская ментальность.
В США каждый штат имеет определённые постановления, согласно которым о подозрениях на жестокое обращение с детьми необходимо сообщать в соответствующие инстанции. Эти постановления могут варьировать в различных штатах, но все они обязывают любого врача, в том числе и стоматолога, сообщать о подозрениях на жестокое обращение с детьми. Причём важно подчеркнуть, что врач обязан это сделать, даже если он не имеет чётких доказательств. Доказать же, имело ли место ущемление прав ребёнка, и определить степень требуемого вмешательства – это уже задача социальной и правовой службы.
Куда бежать?
Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова так прокомментировала ситуацию в нашем городе: «Проблема жестокого обращения с детьми сегодня стоит очень остро. Отдельная статистика по случаям насилия в семье не ведется. Всего же за прошлый год заведено около 3000 дел по фактам преступлений против несовершеннолетних. На самом деле, цифры гораздо страшнее.
Мы выявляем конкретные случаи жестокого обращения и принимаем меры уже в зависимости от ситуации. Как, например, в нашумевшей истории про обожженного мальчика Арсения. К нам поступила информация от СМИ, мы выехали к ребенку и его маме, чтобы самостоятельно во всем разобраться. И вплоть до сегодняшнего дня мы поддерживаем связь с семьей, оказываем помощь, консультацию.
Другое направление нашей работы – дополнение и исправление общей системы. Мы анализируем часто похожие случаи, изучаем их и предлагаем свои поправки. Например, в следующем году должен заработать единый телефон доверия для детей в Санкт-Петербурге. Он будет иметь трехзначный номер, что позволит юным горожанам легче его запомнить и воспроизвести.
Если же говорить о сверхзадаче, то в обществе должен быть сформирован стереотип, что подвергать ребенка насилию и применять физические наказания категорически нельзя никому, ни при каких обстоятельствах. И тут не должно быть допущений и оправданий типа: «я ж легонько», «ну иногда можно» и т.д.
Если ребенок вынужден терпеть насильственное отношение в семье, он может обратиться и в милицию, и в опеку, и в Центр помощи семье и детям, и к школьному учителю, в конце концов. И, безусловно, к Уполномоченному по правам ребенка. В нашей практике такие случаи пока не частые, но они есть.
Самое главное, что нужно знать ребенку – нельзя молчать, когда взрослые тебя обижают. Каждый ребенок имеет право на уважительное отношение к себе, как к личности».
А как было раньше? Историческая справка
В Санкт-Петербурге за период с 1900 по 1912 годы было зафиксировано 752 случая насильственного обращения с детьми, которые включали тяжёлые увечья, истязания, доводившие до самоубийства. В 1890-е годы в столице «жестокое обращение» было мотивом к самоубийству среди малолетних в 40% случаев.
Первое в России Общество защиты детей появилось в 1899 году в Москве. Общество стремилось ограждать детей от жестокого обращения, от эксплуатации, от развращающего и вредного влияния взрослых, а также осуществляло надзор за соблюдением материальных и нравственных обязанностей со стороны родителей и опекунов.
В 1900 году по инициативе Отдела защиты детей от жестокого обращения вопрос о совершенствовании законодательной защиты малолетних стал предметом обсуждения на заседании русской группы Международного союза криминалистов. В начале XX века было реформировано законодательство об ограничении (до тех пор безраздельной) родительской власти, созданы первые суды для несовершеннолетних, не столько каравшие, сколько защищавшие и помогавшие ошибившемуся ребёнку. В декабре 1913 года в Санкт-Петербурге состоялся I Съезд деятелей по делам малолетних, а в начале 1914 года создано Всероссийское общество правовой охраны малолетних, имевшее своих уполномоченных во всех регионах страны.
Елена Шайдаева
Наказание детей как семейная традиция. "За"- четверть россиян
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ