Федеральный арбитражный суд Московского округа (ФАСМО) сегодня отклонил жалобу ОАО "РЖД" на решение арбитража Москвы, который отказался признать незаконными предписание Госжелдорнадзора от 4 декабря 2009 года о запрете эксплуатации вагонов, входивших в состав "Невского экспресса", передает корреспондент Российского агентства правовой и судебной информации (РАПСИ) из зала суда.
Скорый поезд номер 166 "Невский экспресс" сообщением Москва - Санкт-Петербург потерпел крушение вечером 27 ноября 2009 года. Согласно основной версии правоохранительных органов, причиной катастрофы стал теракт. Погибли 28 человек, ранения получили более 90. По одной из версий, большое количество пострадавших при крушении "Невского экспресса" объяснялось тем, что вагоны поезда имели конструктивные недостатки, в частности, крепление сидений к полу было недостаточно прочным.
Госжелдорнадзор, подразделение Ространснадзора, предписал не эксплуатировать вагоны модели 6141-92 "до выяснения причин и принятия мер по усилению креплений пассажирских кресел и решения вопросов по исключению падения багажа с багажных полок, а также проведения соответствующих испытаний после принятия мер на соответствие вагонов требованиям безопасности движения".
Предписание от 1 декабря 2009 года было направлено в адрес Михаила Акулова, вице-президента РЖД, ответственного за организацию перевозок пассажиров. Арбитражный суд Москвы 1 марта 2010 года отклонил иск компании, требовавшей признать это предписание недействительным.
Другое предписание, от 4 декабря, было на имя начальника пассажирского депо "Москва". Столичный арбитраж 29 марта также признал его законным, отклонив и второй иск РЖД.
Позже оба судебных решения оставил в силе Девятый арбитражный апелляционный суд. ОАО "РЖД" обжаловало их в ФАСМО.
Представитель РЖД заявил в суде, что вагоны соответствуют установленным требованиям безопасности движения, что подтверждается сертификатом соответствия, выданным государственным учреждением "Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте" (РСФЖТ).
По словам адвоката, предписания нарушают права РЖД, поскольку запрещают компании распоряжаться своим имуществом, что ведет к убыткам и невыполнению обязательств перед пассажирами.
Адвокат третьего лица, ОАО "Тверской вагоностроительный завод" (ТВЗ), производителя вагонов, поддержал позицию истца. Он сказал, что в настоящее время вагоны модели 6141-92 не производятся, было изготовлено только десять вагонов по заключенному с ОАО "РЖД" договору лизинга.
Представитель Ространснадзора сообщил в суде, что вагоны открытого типа модели 6141-92 испытаний не проходили, вместо них были испытаны вагоны пассажирские купейные с креслами для сидения модели 61-4170. В связи с этим РСФЖТ аннулировал сертификат соответствия на вагоны 6141-92, о чем сообщил Ространснадзору.
Представитель третьего лица РСФЖТ подтвердил, что сертификат действовал только до 23 августа 2009 года. Он также добавил, что вагоны пассажирские открытого типа модели 6141-92 были укомплектованы креслами, не прошедшими сертификацию на соответствие нормам безопасности, поэтому эксплуатация указанных вагонов не представляется возможной.
ОАО "РЖД" вскоре после подрыва поезда сообщило, что с 5 декабря "в составе поезда "Невский экспресс" вместо вагонов для сидения будут курсировать вагоны купейного типа сидячей модификации". Вместе с тем, компания уточняла, что замена вагонов связана с желанием компании "обеспечить моральное спокойствие пассажиров".
Источник: РАПСИ