Жертва одного из самых резонансных преступлений прошлого года - теперь уже бывшая начальник Красносельского почтамта ФГУП «Почта России» Зинаида Романова - сделала сенсационное заявление. По ее словам, руководители петербургского филиала ФГУП инициировали ее увольнение из-за показаний, данных ею при расследовании уголовного дела об обналичивании денег через Красносельский почтамт. Такой неожиданный поворот позволяет принципиально по-другому взглянуть на происшедшие около года назад события.
Единственный легальный
Напомним, прошлой осенью в Петербурге произошли невиданные доселе преступления: жертвами злодеев стали две руководительницы Красносельского межрайонного почтамта петербургского филиала ФГУП «Почта России» - заместитель начальника почтамта Наталья Канарёва и начальник Зинаида Романова. Преступники подкараулили обеих женщин у мест, где они живут, и плеснули им в лица кислотой. Обе жертвы получили химические ожоги, по данным фактам были возбуждены уголовные дела. Можно предположить, что это были первые в новейшей истории Петербурга случаи силовых акций организованной преступности в отношении почтовых работников.
Проведенное нами тогда журналистское расследование привело к весьма интересным результатам. В частности, выяснилось, что незадолго до нападений в Красносельском почтамте сотрудниками Управления по налоговым преступлениям питерского ГУВД были задержаны две группы лиц, подозреваемых в незаконном обналичивании денег. Сегодня они являются подозреваемыми в рамках уголовного дела, возбужденного по 2-й части 172-й статьи Уголовного кодекса («незаконная банковская деятельность, совершенная организованной группой»).
Эти задержания стали проявлением оборотной стороны одной из многочисленных легальных услуг, предоставляемых сегодня «Почтой России» для повышения собственного благосостояния. Речь идет о системе «Киберденьги», суть которой сводится к реализации очень здравой идеи: в дальних уголках нашей необъятной Родины проживает множество людей, которые не имеют навыков пользования банковскими картами, не имеют самих банковских карт и банкоматов в радиусе ближайших 20 верст. Но при этом везде есть почтовые отделения, в которых можно получить почтовый перевод.
«Киберденьги» - это тот же почтовый перевод, но в современной электронной версии. Плюс нюанс: «Киберденьги» предполагают возможность почтовых переводов частным лицам от юридических.
Пользу «Киберденег» предсказуемо быстро просекли обнальщики: за почтовый перевод надо платить 1 процент от переводимой суммы плюс около 500 рублей за сам перевод. Обналичивание же денег традиционным способом через инфраструктуру какого-нибудь банка обходится сегодня примерно в 7-10 процентов от обналичиваемой суммы. На почте опять же все законно - сотрудники «Почты России» ведь не обязаны знать, что в некоторых случаях деньги переводятся от фиктивного юридического лица фиктивному физическому.Именно в связи с последним обстоятельством специалисты называют «Киберденьги» самым легальным в России способом вывода денег из легального оборота.
Неудивительно, что, когда примерно через месяц после задержания на Красносельском почтамте подозреваемых в обналичивании в лица обеих руководительниц почтамта плеснули кислотой, мы предположили, что одно с другим как-то связано.
Как будто подставили
Наше большей частью неформальное общение с сотрудниками «Почты России» в то время позволило получить некую общую картину происшедшего.
Договоры с юридическими лицами на перевод денег заключались только руководством питерского филиала ФГУП, поэтому говорить о том, что служба безопасности этого заведения при желании не могла отличить договоры с фиктивными юрлицами от договоров с настоящими, не приходится: могла, но, видимо, не хотела ввиду экономической нецелесообразности. В любом случае руководство питерского филиала ФГУП должно было быть в курсе происходящего.
Когда обнальщиками заинтересовались правоохранительные органы, в Красносельском филиале «зависли» две приличные суммы - по инициативе милиции движение по соответствующим счетам было приостановлено. Письменное указание о приостановлении операций с этими деньгами дал лично заместитель директора питерского филиала «Почты России» Владимир Калина.
После этого-то женщин и встретили в подъездах с кислотой.
Мы тогда предположили: преступники добивались возврата денег, но немного не разобрались в специфике работы почты - они думали, будто снятие «табу» с денег зависит от команды начальницы почтамта, а не от руководства всего питерского филиала. Мы предположили, что нападение на Наталью Канарёву было предупредительной акцией против Романовой, а нападение на Романову - результат ее несговорчивости.
Получилось, что местное почтовое руководство фактически подставило собственных подчиненных под силовые акции преступников.
Нынешнее заявление Зинаиды Романовой позволяет увидеть эту ситуацию вообще с другой стороны.
Выгодные операции
В самом деле, есть солидное государственное учреждение, в одном из многочисленных подразделений которого сотрудники правоохранительных органов обнаружили интересы организованной преступности. Соответственно, руководители этого государственного учреждения, по идее, должны всеми силами помогать сотрудникам органов выдавить из своей системы координат преступников. Ну какому государственному чиновнику выгодно, чтобы такое безобразие творилось в возглавляемом им ведомстве?
В данном случае мы имеем совершенно неожиданную ситуацию. Руководство петербургского филиала ФГУП «Почта России» сначала договаривается с кем-то фактически об обналичивании денег, потом предоставляет техническое исполнение этой договоренности менеджерам среднего уровня, а после проявления милицейского интереса предлагает этим менеджерам приостановить все денежные операции по соответствующим счетам.
Мы видели это письмо заместителя директора питерского филиала «Почты России» Владимира Калины - там так и написано: «...предлагаю срочно приостановить до особого распоряжения все денежные операции, связанные с договорными отношениями с ООО «Эконт» и ООО «Интер-гарант»... От этого предложения подчиненным господина Калины невозможно отказаться, но в роли «крайних» действительно могут оказаться именно они.
В истории с руководителями Красносельского почтамта все выглядит еще хуже. Зинаида Романова открыто обвинила свое теперь уже бывшее руководство в инициировании ее увольнения из-за показаний, которые она дала сотрудникам правоохранительных органов в рамках расследования уголовного дела о незаконном обналичивании денег через инфраструктуру ранее возглавляемого ею почтамта.
Мы просили прокомментировать данные обвинения директора питерского филиала «Почты России» Юрия Агафонова, однако, как и в прошлый раз, ничего путного добиться не смогли.
Возникает вопрос: как можно трактовать действия руководителей питерского филиала «Почты России», которые вместо поддержки сотрудницы, пострадавшей из-за реализации их экономической политики, наоборот, пытаются от нее избавиться? Более того, появляются основания полагать, что причиной таких действий стало общение этой сотрудницы с представителями правоохранительных органов. Обратим внимание: не криминалитета, а правоохранительных органов.
Не уместно ли в данном случае предположить, что система «Киберденьги» чертовски выгодна не только обнальщикам и не только ФГУП «Почта России» как юридическому лицу, имеющему потребность в зарабатывании денег, но и лично ряду руководителей петербургского филиала ФГУП?
Светлана Стрельцова, Константин Шмелев
P.S. Нашу просьбу о комментариях содержания заявления Зинаиды Романовой директор петербургского филиала ФГУП «Почта России» Юрий Агафонов проигнорировал. При этом он сообщил, что Романова прекратила работу в ФГУП добровольно, после того, как на должность начальника вновь образованного объединенного межрайонного почтамта (в который вошел и Красносельский) назначили не ее, а другого человека.
Полностью материал читайте в газете "Ваш тайный советник" от 6 сентября 2010 года.