Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Особое мнение мнение Как реорганизовать Рожденную революцией

Как реорганизовать Рожденную революцией

245

Рожденная революцией скончалась в глубокой старости, в возрасте 93-х лет, выжившей из ума, безнравственной и продажной. И мы дождались президентской концепции реформы МВД. Не без оттенка разочарования.

Предложенный президентом РФ Дмитрием Медведевым проект федерального закона «О полиции» содержит комплекс совершенно правильных мер, предполагающих ужесточение квалификационных требований к сотрудникам органов внутренних дел. И вместе с тем - ряд весьма неоднозначных положений. Например, формальное закрепление за полицией некоторых прав и полномочий, которыми милиция сегодня вовсю пользуется неформально или незаконно (это важно понимать). Взять хотя бы расширение полицейских полномочий в части проникновения в жилища наших сограждан. Но меня как юриста-практика больше беспокоит даже не это.

Законопроект, во-первых, предполагает дальнейшее усиление федерализации системы органов внутренних дел. Органы становятся все ближе к Кремлю и дальше от «земли». Во-вторых, вызывает вопросы и само переименование милиции в полицию. И дело тут не только в том, что одними переименованиями никогда не решить ни одной проблемы: после многих лет официальной демагогии слова настолько обесценились, что, во многом, утратили свою животворящую силу. И не в том, что большинство россиян, как показывает недавний опрос «Левада-Центра», выступают против такого ребрендинга. Дело в том, что важнейшей проблемой правоохранительной системы России является отчуждение милиции от народа.

Милиционер уже давно не воспринимается как защитник. Он - оккупант. Представитель чуждой и враждебной народу силы. Тот, кто не решает проблем, а, скорее, создаёт их. Реформа МВД должна была бы, в первую очередь, способствовать преодолению такого отчуждения. Но целенаправленных мер в этом направлении мы в президентском законопроекте пока что не видим. И дополнительная федерализация, и превращение в «полицию» - шаги, скорее, в обратном направлении. Они, увы, могут закрепить представление о «полицае» как представителе «оккупационной» власти. Если только новая форма (название) не будет наполнена принципиально иным содержанием. Тем более опыт налоговой полиции - бесславно начатый и также бесславно законченный - у нас есть.

Воспользовавшись приглашением президента Медведева предлагать идеи и поправки к законопроекту, выскажу свои соображения о том, как бы я реформировал МВД, если бы был царем. На мой взгляд, в системе органов внутренних дел могут сосуществовать и милиция, и полиция. Переименовывать одно в другое совершенно не обязательно.

Милиция должна отвечать за общественный порядок на местах, выполнять всевозможные паспортно-регистрационные функции, заниматься раскрытием мелких, преимущественно бытовых преступлений. Такую милицию вполне можно сделать муниципальной, формируемой на уровне местных властей. Скорее, до прямых выборов шерифа по американскому образцу рановато (оговорюсь — пока). Но до того, чтобы муниципалитет назначал милиционеров, вручал им полномочия и оружие - вполне. В таком случае милиционер изначально будет своим, «нашенским», дядей Степой, вызывающим доверие, а не оторопь. Конечно, всякое доверие можно растерять, но это уже вопрос субъективный. При этом, разумеется, на милиционеров, назначаемых муниципальными органами, должны распространяться квалификационные требования федерального закона. Непрофессионалам на таких должностях - не место. Федеральная же полиция (именно полиция, что в данном случае уместно и юридически, и исторически, да и Дмитрию Медведеву слово нравится, что немаловажно) должна заниматься тяжелыми преступлениями и борьбой с профессиональной преступностью. И формироваться, как и сейчас, федеральными органами исполнительной власти.

Но самое главное: надо создать федеральную систему тестирования (оценки результатов работы) всех работников органов внутренних дел. Распространяющуюся и на муниципалов (милиционеров), и на федералов (полицейских). На каждого полицейского и милиционера можно завести электронную учетную карточку. В которой будут отражаться абсолютно объективные, не подлежащие фальсификации результаты его деятельности за определенный период времени (скорее всего, год). Сколько преступлений раскрыл (имеются в виду, конечно, только те преступления, по которым есть приговор суда). Сколько правонарушений выявил. Много ли благодарностей и жалоб на свою работу получил. Для гаишника - сколько пьяных задержал на дороге. И т.п.

В зависимости от успехов и провалов ему в учетной карточке будут начисляться - или, наоборот, списываться - баллы. Текущий рейтинг сотрудника - количество баллов — может стать главным основанием его дальнейшей карьеры и определения переменной части заработной платы. Не набрал определенного количества баллов за отчетный период - не можешь ни новое звание получить, ни на повышение перейти. Про премию вообще можешь забыть. Потерял много баллов - получаешь предупреждение о неполном служебном соответствии. Падение продолжилось и после предупреждения - на выход.

Такая федеральная система перманентной оценки работы полицейских и милиционеров побудит их сконцентрироваться на реальной борьбе с преступностью, а не на взятках за широко закрытые на преступность глаза. Кроме того, система позволит качественно сократить торговлю должностями в органах внутренних дел, размах которой принял уже совсем дикий характер. Причем, разумеется, система тестирования (оценки) должна быть независимой от самого МВД и находиться за его рамками - скорее всего, в качестве некоего независимого агентства, подчиненного администрации президента РФ.

Так или иначе, предложенный президентом страны закон «О полиции» надо здорово переписывать или существенно дополнять. Надеюсь ли я на это? Честно говоря, очень. Хотя мне кажется, обсуждение законопроекта будет - на этой стадии, по крайней мере, чисто формальным. Но это не значит, что в этом обсуждении не надо участвовать. Я уверен, что реформа МВД только начинается, а если быть честным - то это рождение нового. И закон «О полиции» - первый, но далеко не последний шаг на этом пути.

P.s. Чуть не забыл про министра Нургалиева, который, скорее всего, не сможет превратиться в полицейского. И не потому что он плохой - он просто другой.

Константин Добрынин,

старший партнер юридической компании "Pen & Paper"

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Станьте автором колонки
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях