За последние 20 лет ценовая доступность большинства потребительских товаров в России стала выше. К такому выводу пришли аналитики, составившие специальный рейтинг на эту тему. Бесспорным лидером оказалась водка. Она стала дешевле более чем в пять раз.
Исследователи компании ФБК посчитали, сколько единиц товара (в килограммах, литрах) можно было купить на одну среднемесячную заработную плату в 2009-м и в 1990 году из расчета, что зарплата работников 20 лет назад составляла 303 рубля, а в 2009 году – 18 тыс. 785 рублей. Такой расчет на первое место в списке доступных товаров вывел водку – она стала доступнее в 5,3 раза. «В 1990 году на одну среднемесячную зарплату можно было купить 16,6 литра водки, а в 2009 году – уже 87,8 литра», – отметил директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.
Второе место в рейтинге доступных товаров, по словам эксперта, занял коньяк. Его доступность возросла в 2,7 раза. Так, по мнению аналитиков ФБК, крепкие спиртные напитки стали за годы становления рыночной экономики значительно более доступными. Но при этом они замечают, что никакого значительного роста потребления алкоголя на душу населения за прошедшие годы не наблюдалось. По словам г-на Николаева, этот показатель в России остается стабильно высоким – около 10 литров абсолютного алкоголя на душу населения в год.
Список более дешевых товаров продолжают шампанское, лук репчатый, яйца, мясо птицы и яблоки. Вместе с тем эксперты отмечают, что ряд товаров по сравнению с советскими временами стал для потребителя более дорогим. В первую очередь речь идет о таких продуктах, как сыр, пиво, говядина и свинина. Так, доступность пива, согласно анализу, уменьшилась на 7,9%, сыра – на 18,5%, говядины – на 23,2%, свинины – на 26,4%.
Последние строчки рейтинга доступности российских товаров занимает рыба. По подсчетам исследователей, в 1990 году на одну среднемесячную зарплату можно было купить 606 килограммов рыбы мороженой, а в 2009 году – 238,8 килограмма, пишут «Новые известия».