В парижском Лувре – одном из самых знаменитых музеев мира – нанотехнологии, о которых у нас пока лишь говорят, служат на благо произведений искусства. В подвальных помещениях резиденции французских королей работают ученые и операторы коллайдера элементарных частиц. Они уже установили, как была создана Джоконда. Рассказывает наш корреспондент из Парижа.
В подвал Лувра попасть не легче, чем на военный объект. Несколько кордонов охраны оберегают находящиеся внутри бесценные шедевры от посторонних глаз. Получив специальный бейдж (допуск в святая святых – реставрационные мастерские), его нужно носить всё время нахождения в подвале. Потерявшим «пропуск» служба охраны немедленно укажет на дверь. Попадая внутрь, понимаешь, что подвалом эти помещения называть несколько кощунственно. Высокие своды старого дворца бережно укутаны в современные конструкции из стекла. Легкие лестницы, крупные внутренние окна создают ощущение открытого пространства. Оказывается, такой дизайн – не дань архитектурной моде, а необходимость. Некоторые специалисты, сотрудничающие с Центром исследований и реставрации музеев Франции (так официально называется это место), подолгу не покидают свои рабочие места.
«Так было, когда мы брали на исследование самую известную картину Лувра – “Мону Лизу”, – рассказывает главный хранитель и директор центра Кристиана Наффа. – Руководство музея не позволило лишать посетителей радости лицезреть этот шедевр, поэтому мы вынуждены были работать, когда музей закрыт. А закрыт он только один день в неделю – в понедельник. Итак, картину мы забрали после закрытия в воскресенье, работали над ней ночь, весь день понедельника и еще одну ночь. Утром во вторник Джоконда уже была на месте в галерее». «И что же вы выяснили за такое короткое время?» – поитересовались журналисты. «Она подлинная, – улыбается мадам Наффа. – А если серьезно, то по итогам наших исследований была издана целая книга. Она в основном предназначена для ученых, изучающих творчество да Винчи». Сейчас отдел мастерской, занимавшийся картиной Леонардо, работает над творчеством скульпторов древнего мира. Лувр заказал реставраторам и ученым исследования целого ряда предметов, хранящихся в запасниках музея. «Нам нужно выяснить, такие ли древние эти произведения искусства, как мы думаем» – пояснила Кристиана Наффа.
Как выяснилось, возраст скульптуры или картины в подвале Лувра определяют двумя способами. Первый – это съемка произведения на фотокамеру или под рентгеновским излучением. Более ранние материалы или краски под инфракрасным излучением камеры выглядят блеклыми, а более поздние (следы последующих реставраций) – наоборот, яркими. Под мощным рентгеном определяют, как было создано то или иное произведение. Например, в каменной скульптуре Нептуна, которую после исследований передадут на реставрацию, рентгенологи нашли следы предыдущего восстановления – ось, вбитую в ногу изображению божества. «В нашем рентген-кабинете мы сделали множество открытий. Например, определили точный возраст вазы, которая считалась античной и долгое время экспонировалась в музее Лувра, – рассказывает мадам Наффа. – При съемке ее через лучи, выяснилось: от Античности в ней только маленькая часть, осколок. Всё остальное – новодел XIX столетия. Теперь эта ваза едва ли покинет пределы запасника». Та же участь постигла знаменитую «синюю голову». Эта маленькая скульптурка из стекла долгое время считалась символом египетского отдела Лувра и красовалась на многочисленных буклетах. Всё изменилось с приходом новых технологий. А точнее, в день, когда в мастерские Лувра прибыл коллайдер, ускоритель элементарных частиц. Установка содержится там же, в подвале: это точная копия известного на весь мир адронного коллайдера – только в миниатюре. Луч, который она генерирует, способен разделить вещество, из которого сделано произведение. А ученые уже определяют возраст и территориальную принадлежность составных частей. Так вот, в числе первых анализу подверглась именно «синяя голова». Выяснилось, что скульптура сделана из стекла, которое было произведено на рубеже XVIII и XIX веков. А оригинальная прическа египетской девушки, очевидно, не древнеегипетский стиль, а примета времен ар-деко.
Правда, далеко не всегда ученых выручают современные методы. Часто приходится обращаться и к простой дедукции. Так, мадам Наффа рассказывает: «Как-то нашей мастерской заказали экспертизу полотна, предположительно, работы Гогена. Реставраторы сразу же отметили на полотне интересную деталь – по краям было слишком мало отверстий от гвоздей, которые крепят картину к раме. Библиографы Гогена, работавшие в библиотеке, изучили вопрос и рассказали, что во время написания многих своих великих работ гениальный художник бедствовал. У него не хватало средств даже на то, чтобы купить рамы для каждой картины. Поэтому он использовал одну раму на несколько работ. Заканчивал одну картину – снимал ее с рамы, снова надевал холст и работал над следующим творением. Свои произведения Гоген хранил под кроватью, сложенные одно на другое. Поэтому на исследуемом полотне мы обнаружили еще и следы красок с других картин. Полотно мы признали подлинным, ибо никакому мошеннику не придет в голову фальсифицировать такие детали».
Анна Иванова
«Фонтанка.ру»
О любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»