22 июня Минпромтрорг заявил о завершении первого этапа программы утилизации автомобилей. На самом деле никакой Программы нет, а есть федеральный Эксперимент - и его первая часть совсем не окончена. 2/3 участников эксперимента не получили машины. Дилерам компенсировано лишь 25% их затрат. Окончательно свести концы с концами обещают к сентябрю.
Да, 200 тысяч сертификатов выдано, но реально по ним получено на руки лишь 81 тысяча автомобилей, а дилерам компенсировано только четверть их затрат на эксперимент, надо сказать, немалых. Вот когда экспериментаторы из Минпромторга все свои обязательства выполнят, утилизаторы переработают сданный автохлам, а люди сядут за руль машин, купленных с 50-тысячной скидкой, то можно будет сказать – закончена первая часть эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию. Ожидается, что это произойдет к сентябрю.
В Петербурге за время реализации эксперимента был утилизирован и продан 9321 автомобиль, что составляет примерно треть от выданных сертификатов. По информации Управления по обращению с отходами производства и потребления Санкт-Петербурга ожидается, что «машины, вышедшие из эксплуатации, будут поступать на утилизацию еще как минимум в течении двух месяцев».
Тем не менее, подвести первый итог того, как потрачены 10 государственных миллиардов можно.
Больше всего пользы эксперимент принес приверженцам продукции АвтоВАЗа. В целом по стране среди автомобилей приобретенных в обмен на утиль доля Лад , Самар, Калин и Приор составила 70%. И не мудрено. По словам директора компании «Интей» Алексея Румянцева, «пятерка» за 100 тысяч рублей для езды на дачу – лучшее предложение на рынке. Да и нынешние ВАЗ 2105 уже не те, что были раньше. Машины полностью соответствуют стандарту Евро 3». То есть, если рассматривать машину как средство передвижения, то соотношение цена/качество вполне достойное.
В Петербурге соотношение ВАЗов в общей утилизационной статистике скромнее. Машины из Тольятти заинтересовали только 55% петербуржцев. Из них 47% предпочли классику («пятерки» и «семерки», 21% - Ладу Калина, 17% - Ладу Самара, 10% – Ладу Приора, 5% - Нивы различных моделей. Причины меньшей востебованности в Петербурге ВАЗов в более высоких, чем в целом по стране уровне доходов и в меньшей любви к халяве.
Председатель Межрегионального общественного движения "Комитет по защите прав автомобилистов" Александр Холодов считает: «Многие россияне покупают «пятерки» со скидкой про запас в надежде их перепродать. Люди рассчитывают заработать как минимум скидочные 50 000, а при дефиците, вызванном разворачивающейся утилизацией, и больше, но у них это вряд ли получится». С одной стороны - ВАЗ наращивает производство, с другой - за 166 тысяч (с мая завод поднял цены) хоть и новый, но не из салона автомобиль вряд ли кому будет нужен.
Автодилерам пока еще тяжело. Надо совершать массу дополнительных операций с покупателем, заниматься снятием с учета, утилизацией, а затем по несколько месяцев ждать компенсации своих расходов от Минпромтрорга и, собственно, машины от производителей. Например, в компании "Интей" на данный момент в очереди на получение ВАЗов стоит 1300 человек. В июне поступит 380 машин, в июле - 508. На обеспечение заявок по утилизации выделяется 70% автомобилей. Но, тем не менее, автосалоны в проекте участвуют с удовольствием.
«В начале года, когда рынок стоял, участие в эксперименте утилизации подняло продажи бюджетных автомобилей, а сейчас хорошо способствует реализации машин всех ценовых категорий. Многие, столкнувшись с проблемой получения «Жигулей», изыскивают средства и заключают предварительные договоры на более дорогие марки», - рассказал «Водителю Петербурга» Шахин Ширалиев - генеральный директор автосалона «Скарт ЛТД», торгующего, помимо ВАЗов, автомобилями Ауди, Шкода, Фольксваген и продукцией завода ТАГАЗ. "Спрос на УАЗы вырос на 50%", - дополняет его заместитель ген.директора "Авто XXI" Артем Ольшанников.
К сентябрю долги всех перед всеми должны быть закрыты, заверил нас заместитель начальника Управления по обращению с отходами производства и потребления Санкт-Петербурга Александр Ремига. Те, кто ждет автомобили (и отечественные, и импортные), должны их получить, причем по тем ценам, которые действовали на момент получения сертификата. Производители нарастят поставки на рынок машин, попадающих под программу. С дилерами государство окончательно расплатится.
Накладок и трудностей в эксперименте становится все меньше. На то он и эксперимент. А с 2011 года - после обобщения всего опыта, включая второй этап, - скорее всего, будет запущена уже Программа рециклинга автомобилей. Но это в планах.
А пока напоминаем, что только за одни сутки действия второго этапа эксперимента в России было выписано 500 сертификатов. Все участники рынка сходятся во мнении, что он (второй этап) тоже завершится досрочно, и настоятельно рекомендуют поторопиться тем, кто хочет воспользоваться возможностью избавиться от своего автохлама.