Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Ветераны забытой войны (фото)

Ветераны забытой войны (фото)

2 805
Фото Марии Цыганковой

В Петербурге впервые наградили участников освободительной войны в Анголе. Памятные знаки союза ветеранов боевых действий, продолжавшихся с 1975 года, получили 8 человек, в том числе известные бизнесмены. Награды вручал заместитель полномочного представителя президента в СЗФО, вице-адмирал Михаил Моцак.

О войне в Анголе в Советском Союзе, а затем и в России как-то не принято говорить. Современные молодые люди в большинстве своем и вовсе не знают, что наши войска принимали участие в боевых действиях в Африке. Между тем, в 80-е годы через ангольское пекло прошли около 100 тыс. наших соотечественников. И со временем у многих из тех, кто был там, даже не возникает сомнений в необходимости помощи Анголе, они называют свою службу «личной человеческой миссией».

«Мы наконец-то стали говорить самим себе и всему миру о том, что мы принимали участие в боевых действиях в Анголе. Там, в отличие от Афганистана, где мы пытались создать некое социалистическое государство, главной была помощь в условиях непрекращающейся агрессии со стороны ЮАР и других государств. Это очень благородная задача, которую в целом мы решили. Благодаря Советскому Союзу и Российской Федерации, эта страна в настоящее время имеет независимость, мы безвозмездно простили колоссальные долги, направленные в свое время на поддержку военных действий и восстановление мирной жизни», - отметил на церемонии награждения Михаил Моцак.

Среди тех, кто 9 июня получил памятный нагрудный знак «Союз ветеранов Анголы», - директор Северо-Западного филиала ОАО «Мегафон» Георгий Гетманец, генеральный директор ООО «МИГ» Виктор Иванченко и генеральный директор ООО «АМАТО» Иван Рыжков. Все они в конце XX века принимали участие в боевых действиях в этой африканской стране. О том, что все эти люди являлись кадровыми военными, и сегодня можно догадаться по их выправке.

Своими воспоминаниями о службе с «Фонтанкой» поделился директор Северо-Западного филиала ОАО «Мегафон» Георгий Гетманец:
- Я был в Анголе с 84 по 87 год в качестве кадрового военного. Закончил до этого Высшее военно-морское инженерное училище ордена Ленина имени Дзержинского. В Анголу послал Михаил Васильевич (Моцак, служивший в то время на Северном флоте. — Прим. ред.). Туда тогда все рвались, все хотели исполнять интернациональный долг. Это было и почетно, и престижно. Отбор был очень жестким, для того, чтобы попасть в Анголу, нужно было пройти 7 кругов ада. Тогда еще была коммунистическая партия, самым тяжелым было пройти все собеседования. Последней инстанцией был военный совет, на котором утверждали кандидатуры, а потом документы отсылали в Москву. Только после положительного решения этой инстанции можно было попасть в Анголу.

Местом нашей дислокации была Луанда. В принципе советские военнослужащие находились во всех 10 округах этой страны. Мы по роду службы бывали везде. Самым сложным, наверное, был климат. Я из Москвы приехал после севера, где было минус 37 градусов, в плюс 40 градусов и 100 %-ную влажность. Потом прижились. Больше всего мне запомнилась ситуация в 85-м году. Как раз была очень тяжелая обстановка, нам не разрешали привозить семьи туда. Потом вдруг разрешили... Мы едем с родными, а мимо проезжает охрана президента - нас поставили под автоматы, и мы не были уверены, что они не выстрелят.

В Анголу попадали не только военные. Срочную службу там проходили, например, молодые люди, закончившие факультеты иностранных языков. Причем некоторым приходилось фактически с нуля изучать португальский (именно на этом языке говорят в Анголе) и справляться не только с военными, но и с вполне мирными задачами — обеспечивать части продуктами и водой.

«Этот город в далекой саванне — мираж:
Показался, и снова в горячем тумане растаял.
Этот город в далекой саванне — не наш,
Но прикажут — и он будет нашим, во что бы ни стало.
Куда нас, дружище, с тобой занесло,
Наверно, большое и нужное дело?
А нам говорят: «Вас там быть не могло»,
И кровью российской чужая земля не алела...»

- эту песню до сих пор помнят прошедшие через Анголу интернационалисты. Сегодня, наконец, начинают вспоминать и о них самих.

Для справки:
Широкая партизанская война в португальской колонии — Анголе - началась в феврале 1961 года. Ее вел ряд повстанческих организаций, крупнейшими из которых были Народное движение за освобождение Анголы (МПЛА), Национальный фронт освобождения Анголы (ФНЛА) и Национальный союз за полную независимость Анголы (УНИТА). СССР поддерживал МПЛА (партию марксистской ориентации) с конца 50-х годов.
СССР в 1958-1974 годах поставлял в Анголу технику и вооружение, подготовка ангольских партизан велась в учебных заведениях Советского Союза и ряда стран Варшавского договора.
После признания Португалией независимости Анголы в январе 1975 года началась борьба за власть между представителями повстанческих группировок. В гражданскую войну вмешались ЮАР и Заир. На помощь МПЛА начали перебрасываться кубинские части — в общей сложности 22 пехотные и бронетанковые бригады численностью до 40 тыс. человек. По некоторым данным, Куба вмешалась в конфликт без санкции СССР.
Первая группа советских военных специалистов — около 40 человек под командованием полковника Василия Трофименко — прибыла в Луанду через Конго 16 ноября 1975 года. В нее входили специалисты по применению различной боевой техники, в том числе переносных зенитных ракетных комплексов «Стрела-2», связисты и военные переводчики. Кроме того, к берегам Анголы прибыли боевые корабли ВМФ СССР, включая большие десантные корабли с подразделениями морской пехоты.
Советская военная миссия находилась в Анголе до 1991 года, а затем была свернута по политическим причинам. В том же году страну покинула и кубинская армия. Гражданская война в Анголе продолжается по сей день. Активные боевые действия прекратились на некоторое время после подписания мирного соглашения между правительством Анголы и УНИТА 20 ноября 1994 года, однако затем вновь возобновились.
Благодаря своему вмешательству в конфликт СССР в 70-90-х годах смог разместить в Анголе военно-морскую базу (пункт материально-технического обеспечения) Атлантической эскадры и три радиолокационные станции освещения обстановки в Южной Атлантике. Для охраны этих объектов здесь были дислоцированы подразделения морской пехоты.

«Когда-то в недрах министерства обороны СССР был разработан приказ, который четко определял временные рамки участия наших советников и специалистов в боевых действиях в горячих точках мира: Анголе, Эфиопии, Вьетнаме, Египте и т. д. Приказ был нужен финансистам, ибо им необходимо было четко знать, кому и сколько платить «боевых», как начислять пенсии, льготы. Он действует до сих пор. Согласно этому документу выходит, что воевали в Анголе только «с 1974 по 1979 гг.», а больше ни-ни», - из интервью «Красной звезде» бывшего первого заместителя, а затем Главного военного советника в Анголе в 1988 — 1991 гг. генерал-полковника Валерия Беляева.

Марина Зеленая,
Фонтанка.ру

1 из 7
Источник:

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях