В 2011 году акциз на табачные изделия может быть повышен в четыре раза, а размер предупредительной надписи о вреде здоровью займет до 80% упаковки.
Цель законопроектов, внесенных 31 мая в Госдуму, – повысить цену на сигареты, доведя ее до среднеевропейского уровня и, таким образом, вынудить россиян отказаться от курения.
Сегодня в нашей стране курит 63% мужчин и 19% женщин (в крупных городах до 30%). В то же время, как отмечает инициатор поправок – депутат федерального парламента Антон Беляков, доход бюджета от акцизных сборов на табачные изделия остается весьма символичным. Сегодня с каждой пачки сигарет с фильтром уплачивается всего 5 рублей, в то время как в Европейском Союзе минимальный акциз составляет 1,3-1,5 евро (50-55 рублей). «Низкие акцизы не только пагубно сказываются на доходах государства, но и во многом являются одной из причин постоянного увеличения курящих в стране», – убежден Антон Беляков.
В качестве примера он приводит Польшу: после повышения акцизов до европейского стандарта спрос на табак упал в сумме на четверть. Хотя эта страна по потреблению табака отстает от России в пять раз, она собирает с курильщиков в бюджет в два раза больше средств.
Поэтому депутат считает необходимым увеличить действующую ставку акциза в 2011 году в 4, а в 2012 – еще в 2,5 раза. «Подобная индексация позволит к 2012 году достичь минимального, но тем не менее уже соответствующего общеевропейскому, уровня акцизного налогообложения табачных изделий в России – 50 рублей с пачки сигарет с фильтром», – заключает Антон Беляков в пояснительной записке.
Кроме того, он предлагает устранить противоречие: действующий в России закон предусматривает, что под предупредительную надпись о вреде курения выделяется лишь 4% площади большей стороны пачки, тогда как по техническому регламенту (также являющему федеральным законом) она должна составлять не меньше 30 процентов. Антон Беляков предлагает увеличить площадь надписей до 80%, а также помещать их в черные рамки.
В качестве дополнительной меры, по мнению парламентария, можно использовать зарубежный опыт: ассамблея Евросоюза еще в 2001 году разрешила обязывать производителей сигарет наносить на пачки изображения обезображенных вследствие курения органов, указав на эффективность такого рода наглядной антирекламы. Такие требования установили уже пятнадцать стран Европы, в том числе Швейцария, Великобритания, Австралия, Таиланд, Венесуэла, Сингапур, Канада и др.