9 мая состоялась премьера документального фильма петербуржца Михаила Баркана «Урок истории». В картине блокадники вспоминают свою жизнь в осажденном городе, известные люди - Владимир Путин, Сергей Шнуров, Александр Галибин - рассказывают о своих родителях-блокадниках. Но главные герои - cовременные школьники. Подростки в фильме признаются, что не знают, когда началась война.
9 мая сразу после Парада Победы на канале «Россия» состоялась премьера документального фильма петербуржца Михаила Баркана «Урок истории». В картине блокадники вспоминают свою жизнь в осажденном городе, известные люди - Владимир Путин, Сергей Шнуров, Александр Галибин и другие - рассказывают о своих родителях-блокадниках. Но главные герои не они, а современные школьники. Подростки в фильме признаются, что не знают, когда началась война, говорят, что мечтают о дорогих машинах, а на уроке, посвященном осаде Ленинграда, ведут себя прескверно. Почему у документалиста в самом невыгодном свете оказались выставлены дети, а самый светлый образ - у Путина?
Подбодрил успех Германики
- Вы решили снять кино о блокаде специально к юбилею Победы?
- Нет, эта идея давняя, но деньги под нее дали только к 9 Мая. Я попытался снять документальное кино о внуках и их бабушках-дедушках. Сначала хотел найти семьи, где живут ветераны, а их внуки - от 16 до 20 лет - совершенно не интересуются их прошлым. Но выяснилось, что такие семьи найти непросто, так как внуки все-таки кое-что знают. Да и никто бы из внуков не захотел нам сказать, что им наплевать на то, как жили их предки.
- И тут вам помог шум вокруг «Школы» Валерии Гай Германики?
- Да, тогда как раз все говорили про этот сериал. Меня заинтересовал прием - показать реальную атмосферу школы. Каким-то образом полемизируя с сериалом, я хотел показать обычный урок в 11-м классе и все-таки с этими детьми поговорить. Разобраться. Не все же отмороженные, правильно? Почему они ничего не знают о войне? Потому что родители работают тяжело и много и им не до детей? Потому что эти дети родились в начале 1990-х, когда страна была на грани развала? Пока они росли, у родителей была одна мысль - накормить их.
- Вы говорили, что общались с сотней школьников по душам. Как вы добились откровенности у подростков?
- Просто сидел и разговаривал. Встречался с ними много раз. Но, правда, с нами сидел представитель от школы и слушал.
- Подростки в фильме так говорят, что непонятно - реальные это школьники или начинающие актеры?
- Изначально я обратился к своим одноклассницам, которые сейчас всякие посты позанимали. Они предупредили, что, как только я явлюсь в школу, мне дадут образцово-показательный класс, вылизанный, и ничего я там не сниму настоящего. Предложили походить, посмотреть, как проходят уроки. Я так и сделал. В итоге взял десятиклассников, которые занимаются в Театре юношеского творчества, они из разных школ, и мы составили из них такую сборную. Поставили им задачу: вести себя, как на уроке, не обращая внимания на камеру.
- А говорили они то, что вы хотели услышать?
- Нет, фразы документальные - я за них ручаюсь. Это то, что я слышал на уроках. То есть я вложил в уста начинающих актеров фразы реальных школьников.
Народ хочет смотреть «Дом-2»
- На уличных опросах вы специально подбирали тех, кто не знает дату начала войны?
- Нет. Из десяти опрошенных только трое реально знали, что война началась 22 июня. Но почему это должно пугать? Совсем нет.
- Зачем тогда вообще было задавать этот вопрос? У вас фильм снят на контрасте - вот ветераны, а вот школьники, которые не знают ничего про войну своих дедушек и бабушек.
- У нас нет этой интонации. Это нормально, что они не знают. Так жизнь сложилась. 20 лет назад у нас кардинально поменялись строй, экономическая ситуация в стране. Исчезла идеология, а та, что пытается занять место коммунистической последние лет восемь, недалеко от нее ушла. Причем люди, которые отвечают за формирование идеологии в стране, пытаются пользоваться старыми штампами. Но они не понимают, что мир изменился, что подростки сегодня ездят в Париж. Для нашего поколения это было за гранью.
- Большинство школьников в стране по-прежнему никогда не были за границей.
- Ну, в Москве и Питере таких, ездивших, много. Или их друзья ездили. И они понимают: будут деньги - будет и Париж. А мы тогда понимали: сколько бы ты ни пахал, вряд ли поедешь в Париж. А они думают: «Сейчас не могу поехать, вот займусь бизнесом или в ларек устроюсь, или повезет как-то, - и съезжу в этот Париж». Я говорю, в принципе, о спектре возможностей. Молодые знают: будут работать - и на квартиру заработают, и на машину.
- Неужели? Вы считаете, что если молодой человек в Петербурге будет честно работать, то сможет заработать себе на жилье в северной столице?
- Если ты амбициозный и действительно этого хочешь - добьешься. Теперь они хозяева своей жизни. Вот он закончил институт и понимает, что его профессия - фигня, ею денег не заработать, и он идет в бизнес, что-то придумывает, это вдруг начинает продаваться. А как по-другому?
- А если он мечтал быть учителем?
- Честь ему и хвала. С государства не снимается забота о бюджетниках.
- Учиться не пойми для чего, чтобы потом ради жилья уйти в бизнес... Невозможность заниматься любимым делом - незавидное будущее. В том, что молодежь потеряла стержень, виновато поколение другого героя вашего фильма - Владимира Путина, вы так не думаете?
- Я бы категориями вины не апеллировал.
- Не будем брать социальную политику, посмотрим на ту сферу, что вам близка, - телевизионную. Куда ветер из Кремля подует, туда телеканалы и повернутся. Но почему тогда нет хороших детских передач, а есть «Дом 2», и дети такое впитывают?
- Это не потому, что власть не хочет. Не путайте рынок и государство. Сейчас, если снять детский фильм, он себя не окупит никогда в жизни. Потому что в детских передачах реклама запрещена. Меня изумляет истерика, которая периодически возникает в Думе по поводу «Дома-2», потому что это четкий ответ на запросы общества. Люди хотят это смотреть. Изменяйте ментальность людей! Но по факту они хотят смотреть «Дом-2». А канал «Культура» смотрят три процента населения.
- В 14 - 16 лет ты как губка. Пошлость на ТВ сегодня - норма. На этой пошлости растет новое поколение. Разве его воспитание - не задача государства?
- Задача государства - пытаться через школу и семью предложить альтернативы.
Государство этого сделать не может. В силу того, что созданием таких альтернатив занимаются люди, которых интересуют собственный карьерный рост и деньги. Разговоры о госинститутах, поддерживающих одаренных ребят, некоммерческих проектах в конечном счете выливаются в распил денег. Долго кричали о поддержке отечественного кино - в итоге распилили по 250 миллионов рублей, раздали крупным компаниям. Не дебютантам отдали, не во ВГИК, чтобы вырастить новое поколение…
- Так, может, об этом и надо было спрашивать Путина в вашем фильме? Зачем он вам вообще был нужен? Для антуража?
- Он возник как человек, которому благодарны ветераны и которым гордятся их внуки. Большинство пенсионеров очень благодарны Путину. Все как один говорили мне: «Если бы вы знали, как мы нищенски жили в 1990-е». А сейчас житель блокадного Ленинграда получает, на минуточку, 20 - 26 тысяч рублей. Говорят: «Нам не потратить этих денег!» Жилье практически всем дали… И все они низко кланяются Владимиру Владимировичу. А их внуки пошли в школу, когда Путин стал президентом. И все 10 лет школы прошли для них под фамилией Путин. И то, что оба президента из Питера, - для них это составляющая крутости. То есть периодически в наших разговорах с детьми всплывала его фамилия. И молодежь, и старшее поколение апеллируют к нему. А что он сам? Мы написали бумагу в пресс-службу, даже не рассчитывая на отклик. Кое-кто из критиков меня даже обвинил в сотрудничестве с преступным режимом. Но Путин такой же послевоенный ребенок, как многие. Важно было показать детям, что, например, Шнур не такой отвязный представитель контркультуры, каким кажется. За пределами своего имиджа и сцены он тончайше начитанный человек, который чтит память о блокадном Ленинграде.
- Вы Шнура не спросили, почему же поет-то он по-другому?
- Наш имидж, за который платятся деньги, и то, что мы есть на самом деле, - это две разные вещи. Не все хотят быть собой, потому что сегодня за это не платят деньги.
Если бы Ленинград сдали…
- Для фильма вы построили компьютерную модель того, как бы выглядел Ленинград, если бы его сдали.
- Наши дети - прагматичное поколение. Говоря о войне, им надо дать то, что «можно потрогать». А то пригоняют в собачий холод 60 классов на Пискаревское кладбище, и все стоят. Этим чиновники отбивают охоту у детей знать о войне. В то же время наши школьники говорили, что любят Петербург за его архитектуру. Я нашел выход - показать им, как их любимый город исчез бы с лица земли, если бы мы сдали Ленинград. Осенью 1941-го была мысль сдать город, его минировали. Я представил, что город взлетел бы на воздух. Не известно еще, как немцы выполнили бы директиву Гитлера 1601 - стереть Ленинград с лица земли. Потом наши стали бы брать город. Известно, как наши это делают - вообще ничего бы от города не осталось. С ним было бы то же, что с Дрезденом, Роттердамом. Потом у нас бы развернулась ударная коммунистическая стройка. И мы бы жили сейчас в городе, который весь был бы похож на проспект Стачек и Московский проспект… В такой витрине социализма никто бы жить не хотел. Это пробивает даже детей.
- Представители городских властей заявили, что полюбили ваш фильм. Но они же сегодня ведут такую политику, что архитектура Петербурга, которую так любят дети из вашего фильма и которую отстояли их деды в блокаду, скоро утонет в высотках и бизнес-центрах?
- Я далек от этого. Я понимаю сторонников сохранения исторического Петербурга, но и действия властей города тоже мне не чужды. Нам ведь нужно развиваться, привлекать в город деньги, необходимы деловые центры. Возьмем скандал со зданием новой биржи. Может, я такой невнимательный, но я как видел старую Биржу, так выше и не смотрю. Ничего новое здание мне не испортило. А там, где хотят построить здание «Охта центра», - лучше пусть оно будет, чем эти обвалившиеся дома. Трястись над каждым домом неправильно. А то наследие начнет разваливаться и падать на головы горожан.
- Для кого вы вообще сняли фильм? Для молодых, для старых?
- Для своего маленького сына.
Эвелина Барсегян