Одно из последних потрясений - избиение учениками пожилой преподавательницы физкультуры в Иркутске. Другое - молодые питерские людоеды, получившие срок на отбывание в тюрьме.Что есть агрессия? Что происходит с детьми? Что с этим делать и с чего начинать? «Фонтанка» собирала реплики ученых и психологов, и нашла ответ: дети отзеркаливают взрослых.
О жестокости и повышенной агрессии детей не говорит только ленивый. Одно из последних потрясений - избиение учениками пожилой преподавательницы физкультуры в Иркутске. Другое- молодые питерские людоеды, получившие срок на отбывание в тюрьме. Что есть агрессия? Что происходит с детьми? Что с этим делать и с чего начинать? «Фонтанка» собирала реплики ученых и психологов, и нашла ответ: дети отзеркаливают взрослых.
Откуда родом
Недоношенные дети рождаются не просто физиологически незрелыми, но и, в большинстве своем, повышенно агрессивными. Лондонский институт психиатрии исследовал 20-летних юношей и девушек, родившихся в конце 80-х годов. Ученые обнаружили, что дети, появившиеся раньше положенного срока, эмоционально неустойчивы, отличались повышенной тревожностью и невротизмом, низким уровнем коммуникативности и пониженной самооценкой. Все это становится почвой агрессии.
Увеличившийся возраст «молодых» мам ученые называют другой причиной агрессивности ребенка. Доказано, что чем старше женщина, тем больше стрессов и нервных потрясений она успела перенести, а, значит, «по умолчанию» все они наследуются малышом.
Вообще же степень индивидуальной агрессии, по мнению врачей, обусловлена нервной системой, темпераментом и личностными чертами человека. Также на «накопитель» агрессивности влияют и факторы внешние. Телевидение, СМИ, общекультурная среда, да и сам ритм жизни заставляет «ощетиниваться» человека. Недавно американские ученые подсчитали, что дошкольник, проводящий четыре часа ежедневно перед телевизором, к двенадцати годам увидит 8 тысяч сцен насилия и 12 тысяч других сцен, которые способствуют повышению агрессии. Кино стало более зрелищным и формирует жестокость с самого раннего детства. В далеком прошлом остался кот Леопольд, призывающий ребят «жить дружно», ушел в прошлое вполне разумный и логичный запрет «детям до 16-ти». Впрочем, вычленить ребенка из социальной жизни, среды крайне сложно.
Еще о провокаторах-озверинах
-пища
Детский психолог Диана Хорсанд утверждает, что «доказана взаимосвязь между повышением тревожности, нервозности, агрессивности и… употреблением шоколада». За рубежом проводятся исследования, изучающие такую обусловленность употреблением чипсов, гамбургеров, сладкой газированной воды. «Однозначно доказано влияние холестерина, содержащегося в крови, на агрессивность человека, - пишет Хорсанд, - так, пониженный уровень холестерина отмечен в крови у большинства самоубийц, и тех, кто совершал попытки самоубийства. Низкий уровень холестерина ведет к пассивной агрессивности».
-шум и агрессивная музыка
Петербургский психотерапевт Татьяна Чикер в список провокаторов агрессивности добавляет уровень шума, вибрацию, высокую температуру воздуха и тесноту. У детей, живущих рядом с оживленными автострадами, в домах над туннелями метрополитена или в непосредственной близости от железнодорожных путей, уровень агрессивности, как правило, повышен. Вспомним также «низкие потолки и узкие стены», которые «теснили душу и ум» Раскольникова. «Все эти факторы являются раздражителями для нервной системы, - говорит Татьяна,- ответом на раздражение чаще всего бывает агрессия. Желательно поэтому, чтобы у ребенка была своя комната или свое пространство в одной из комнат». Дискотеки с низкочастотной музыкой также влияют на возбудимость и будоражат психику.
- социальные потрясения и конфликты в обществе
А что семья?
Модель: слишком мягкий и чрезмерно строгий
Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих. Когда в семье ребенку уделяется чрезмерное внимание, он становится избалованным. Такое часто случается в домах, где воспитатель только мама и бабушка. Здесь домочадцы склонны даже восхищаться «бойцовским» характером малыша: «настоящий мужик растет», «себя в обиду не даст». С пеленок малыша приучают к мысли, что он - небесное создание, которому все готовы служить. Стремление родителей угодить малышу и предугадать каждое его желание оборачивается позже проблемой. Если родители не исполняют очередной каприз такого дитяти, они получают в ответ вспышку агрессии. «Не дали мне ножом поиграть, я вам ножницами занавески порежу; не купили мне игрушку - я на пол упаду и буду орать назло вам до посинения».
Очень строгий подход, неразъясненные ребенку требования также способствуют накоплению агрессии.
Совет: «Слишком предупредительным и чрезмерно строгим» родителям психологи советуют взять себя в руки, наладить адекватную систему запретов и разрешений. При этом обязательно следует объяснить, почему ребенку запрещают что-либо делать, то есть, обязательно проявить уважение и к его личности, и к его чувствам. Так как, если родители пойдут по пути немотивированного запрета, то у ребенка не сформируется система контроля, и он будет подавлять агрессивность только из-за страха наказания, а в семье или толпе, то есть там, где никто не узнает, проявлять агрессивность в полной мере. Пример: порезанные сиденья в электричках и надписи на стенах, издевательства над животными, а впоследствии, возможно, женой или детьми.
Модель: вечно занятой родитель
Диаметральная природа возникновения агрессии у детей вечно занятых родителей. Иногда их еще называют «эмоционально отвергающие родители». Когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у малышей формируются такие качества как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. То же происходит, если мать в раннем детстве не уделяет внимания или пренебрегает ребенком (долго не реагирует на плач, не подходит, не обнимает и не целует младенца). Некоторые родители бывают не готовы к появлению ребенка, но малыш все-таки рождается. Родители могут не говорить ему, что его не хотели, но он прекрасно чувствует это. Такие дети стараются любыми средствами доказать, что имеют право на существование. Взрослея, они пытаются завоевать столь необходимую им родительскую любовь и, как правило, делают это довольно агрессивно, действуя по принципу: «лучше пусть отчитают, чем не заметят». Петербургский психолог Татьяна Склярова утверждает, что «такие родители не понимают, почему их ребенок бьет всех в школе и кидается партами».
Совет: налаживать понимание с ребенком через увлечения, интересы. Разобраться в своей взрослой жизни и постараться стать не номинальным, а сопереживающим родителем.
Модель: «враждующая с миром семья»
Чаще всего это матери-одиночки, которые переживают за ребенка, живут в постоянном ожидании бед и неприятностей. То есть, воспринимают окружающий мир враждебно. Ребенок неосознанно начинает копировать восприятие мира у взрослых, отвечая на действие агрессией. Кстати, семья может быть «враждующей с миром» и при наличии обоих родителей, если мать находится в неблагоприятном эмоциональном состоянии на момент появления ребенка на свет или присутствует постоянный конфликт с мужем.
Повышенную агрессию у детей можно не задумываясь предсказать в семьях, где один из родителей не в меру агрессивен. Чаще всего отец-агрессор одновременно эмоционально отвергает ребенка. Мальчик идентифицирует себя с папой, точно копирует отцовский стиль поведения и воспроизведет ту же модель. Татьяна Склярова привела пример семьи, в которой отец считал, что должен только обеспечивать семью, а мать - сидеть дома и воспитывать сына. «Душевным состоянием мальчика он не интересовался, на рыбалку с ним не ездил, в походы не ходил. Зато, сын неоднократно наблюдал стиль взаимоотношений отца с миром: если, например, его парковочное место было занято чужим автомобилем, он незамедлительно прокалывал чужаку шины… Родители обратились к психологу, когда мальчика- первоклассника пригрозили отчислить уже из второй школы за постоянные драки с одноклассниками».
Девочки в семье с авторитарной мамой в большинстве случаев переймут ее стиль поведения – такой же агрессивный и вспыльчивый. Причем если раньше для девочек была более характерна агрессия в виде подстреканий, сплетен, то теперь все вопросы они решают кулаками.
Совет: только работа взрослого над собой, через поступки, а не слова, способна отладить гармоничное поведение ребенка.
Правила жизни
Никто не отрицает, что семьи с подобными взаимоотношениями существовали всегда, но сейчас их число увеличилось, так как изменились приоритеты взрослых: деньги и успех вышли на первое место. Взрослые меньше времени проводят с детьми, больше работают. По подобию собственных принципов они формируют правила для детей. Например: если раньше дочерей все-таки воспитывали со словами: «Ты же девочка, тебе не надо драться». То сейчас, большей частью, родители учат умению дать сдачу. Не важно, девочка ты или мальчик. А как иначе выжить в мире?
Норма и беспредел. Где граница?
Агрессия ребенка опасна, если не спонтанна, влечет наслаждение и избирается как единственный и повторяющийся способ достижения результата.
Все в той или иной мере агрессивны. Агрессивность - это своеобразная борьба за существование, и без этого качества человечество вряд ли выжило на планете. Дело в границах, которые устанавливаются обществом и человеком, а также в том, чтобы у человека «работал» внутренний контролер неприкосновенности чужих границ.
Если дошкольник использует агрессию как защиту, то это - нормальный вариант развития личности. Никто не призывает растить «рохлю» или пацифиста. Насторожиться следует тогда, когда ребенок выбирает агрессию, как единственный преобладающий в разных ситуациях способ достижения результата, решение проблемы. Например, когда целью агрессивного поведения становится причинение другому намеренного страдания. «Если ребенок толкает другого и смотрит, подсмеиваясь и получая удовольствие, как тот барахтается и плачет - здесь стоит обратить пристальное внимание, - говорит психолог Татьяна Склярова.- Если ребенок мучает кошку и получает от этого наслаждение, следует доискиваться до истинных причин, анализировать, в том числе, и свое взрослое поведение, и говорить с ребенком, разъяснять, давать оценку действию, им сделанному, подчеркивая, что никогда нельзя делать ни сегодня, ни завтра. Никогда!» Но только система запретов как мера против агрессии здесь не сработает. Начинать придется с себя.
Ирина Озерская