Главное событие недели – Петр Кончаловский в Русском музее. Другие выставки посвящены семейным отношениям, прогулкам по Петербургу, дизайнерским играм с алфавитом и архитектурой, а также Израилю. Интеллектуальные проекты перемежаются с лирическими, тихая живопись с громогласным видео – разнообразие впечатлений гарантировано.
Буквы в пляс
В Музее Анны Ахматовой с 23 марта показывают работы группы студентов Невского института управления и дизайна, выполненные совместно с петербургским художником Владимиром Якобчуком, – «визуальные игры» на тему алфавита, сделанные средствами фотографии и видео.
Проект опирается на опыт Карела Тейге, ключевой фигуры чешского авангарда 1920-30-х годов, и созданную им совместно с Витезславом Незвалом «Азбуку» (1926) – конструктивистский фотомонтаж, где графический дизайн соединен с экспериментальной поэзией и современным танцем. Исходная идея Тейге – оформление звука в виде знака – выражена в проектах студентов не только тем же методом, через изображение человеческого тела, но и с помощью других материалов: земли, мела, соли, а также эфемерных субстанций – дыма и пламени свечи.
И в Летний сад гулять водил
23 марта в галерее «Арт-объект» открывается выставка Андрея Ветрогонского, петербургского художника с академической выучкой и приверженностью камерным сюжетам – на манер импрессионистов. В его живописи и графике царит пейзаж, в основном городской – это как бы прогулки по Петербургу, от Исаакия к Петропавловке, через дворы и скверы. Бывает, попадется на пути флорентийский Дуомо, или занесет в северную деревеньку, а затем опять – по дворам к Преображенскому собору.
Погода обычно слякотная, но не хмурая, поэтому прочитывается как весенняя, а значит, и настроение не депрессивное, а поэтическое. В своих работах Ветрогонский всё время держит интонацию задушевного разговора, и выставка призвана сохранить это ощущение приватности, отсюда ее название: «В мастерской художника».
Милые не только бранятся
24 марта в AL Gallery будет развернут большой проект петербургской фотохудожницы Виты Буйвид «Акты гражданского состояния». Десять телевизоров орут, извергая на зрителя потоки обвинений и ругательств: с одной стороны звучит «Какая же она сука!», с другой – «Какая я сука!» (видеоинсталляция «Сука»). В постановочных семейных портретах на счастливых лицах и празднично одетых телах обнаруживаются кровоподтеки, порезы, шрамы, синяки – следы ранений, полученных от самых родных и близких людей (фотосерия «Familia»). Словно охотничьи трофеи, висят разделанные «шкуры» целой семьи: отец, мать, старшая дочь, младенцы-близнецы и даже кот (инсталляция «Шкуры семейства Бобровых»).
Конфликты полов и поколений, семейные ссоры и трагедии возведены в абсолют, будто античные боги переругались и весь мир трещит по швам. Фотографии оправлены в овальные позолоченные рамы: за жесткостью и морализмом проглядывает еле сдерживаемая улыбка. Удивительным образом визуализация психических «ранений» уже обнаружила терапевтический эффект: благодаря яркому театральному гриму, который художница наносила на тела моделей, участники съемок получили наглядное представление о том, каковы последствия взаимных психотравм. В результате две из участвовавших в съемке пар отложили развод.
Лучше меньше, да больше
24 марта галерея дизайна Bulthaup выставляет живопись и архитектурные проекты Андрея Шмонькина, петербургского зодчего и дизайнера. Пастозные пейзажи, воздушные акварели, прозрачные рисунки превращаются в интерьере в минимализм с гладкими плоскостями и яркими цветовыми акцентами – автор с готовностью отсылает к знаменитой фразе Миса ван дер Роэ, мастера стеклянных небоскребов: «Меньше значит больше».
По мнению архитектора, качество жизни в материальном мире, созданном его карандашом, во многом зависит от точности линии и обилия свободного пространства – эта идея выражена в названии выставки «Пространство и линии».
Цветы авангарда и соцреализма
С 27 марта в Русском музее можно увидеть выставку Петра Кончаловского, сезанниста и «бубнововалетца», анархиста и конформиста. Кончаловский – одно из немногих имен, равно важных как для русского и европейского авангарда, так и для соцреализма. Он оставил огромное наследие, около пяти тысяч произведений: живописные и графические пейзажи, портреты, натюрморты – и особенно прославился последними, на которых каждый цветок и предмет излучают радость бытия.
Был удостоен Сталинской премии, но портрет Сталина писать отказался, и первая персональная выставка художника прошла уже после смерти вождя. Музей представляет выставку как один из главных проектов года, для его воплощения собрали работы из русскомузейного собрания, Третьяковской галереи и частных коллекций, в том числе впервые – картины из собрания семьи живописца, а также архивные материалы и личные вещи.
Путеводная звезда Давида
28 марта в галерее «Борей» открывается коллективная фотовыставка «Израиль. Первый взгляд», собранная усилиями нескольких еврейских организаций Петербурга.
От озера Кинерет до Мертвого моря, с непременными хасидами и девушками на солнечном берегу, кричащим колоритом восточного базара и разгоряченными улицами – на выставке можно увидеть как цельную культуру, так и разнообразие традиций и образа жизни.
Впечатляет бедуин на верблюде и с пачкой сигарет в руках.
Ольга Лузина
«Фонтанка.ру»
О других любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»