Болит голова, заложен нос, разболелись зубы... Куда мы пойдем, что будем делать при обычной, периодически характерной для всех хвори? Россияне, судя по популярности некоторых народных ТВ-шоу, не чужды народной лекарской традиции. Причем мы в пристрастии к траволечению не одиноки. По данным исследования, проведенного компанией AC Nielsen пару лет назад, в ходе которого было опрошено 26 тысяч человек в Польше, Германии, Литве и Латвии, так же, как и в России, жители очень любят обращаться к так называемым «народным средствам». А вот эстонцы, как и скандинавы (то есть датчане, шведы и норвежцы) зачастую предпочитают перетерпеть болезнь, либо применяют весьма специфические сильнодействующие средства... Но обо всем по порядку. Начнем с народных лекарских пристрастий литовцев, латышей и сету.
Средство тетушки Ядвиги
Автор этих строк более тридцать лет назад учился в университете города Вильнюса, который на тот момент был старейшим в СССР, так как отметил свое 450-летие. Как и любому геологу, мне приходилось ездить на учебные и производственные практики, в ходе которых случалось и простыть... И вот однажды, маясь головной болью и сухостью в горле, которая свидетельствовала о надвигающейся простуде (была еще и ломота в суставах и прочие симптомы), я обратился за помощью к пожилой женщине, которая жила в деревне, где мы были на постое — попросил таблетку аспирина, или еще чего... Тетушка Ядвига поплевала в сторону, и вполне колоритно объяснила, что этой гадости у нее нет. Зато пригласила в дом, и, усадив за стол, обтянутый клеенкой и любовно застеленный холщовой скатертью с вышивкой, принялась священнодействовать.
Прежде всего, она достала из-за фигурки святой Девы Марии пучок каких-то трав, растерла щепотку и бросила в пузатый фаянсовый чайник. Добавила ложку меда и ложку травяной пыльцы. И в заключение досыпала в чайник белый порошок из какой-то банки. Все это она заварила крутым кипятком, и затем предложила выпить на удивление противное пойло. На вопрос, что там было, она ответила просто - «дуст».
Позже профессор Ю. Пашкявичус рассказывал, что в старые времена для крепости и забористости крестьяне добавляли дуст — то есть, порошок против сельхозвредителей в пиво. «И вот выпил я этого пива, и рожью в морду — то есть мордой в рожь... крепкое пивко было, с настоящим дустом... Им тогда и лечились...» - со смаком рассказывал о былом седовласый профессор (предупреждение: вышеизложенное не использовать как рекомендацию к применению! - прим.ред.).
Конечно, с тех пор народ стал более просвещенным, но любовь к оригинальным рецептам в Литве и восточной Латвии — Латгалии — сохранилась. Например, пользуется славой от болезней живота чистая каолиновая глина, которую можно есть, запивая молоком — она, как утверждают, помогает от изжоги.
Популярны всякие реценты с пивом. Например, горячее темное пиво с добавлением полыни и листа подорожника очень хорошо помогает как сильнодействующее отхаркивающее средство.
Черная «золотая» ягода
Верят литовцы, южные и восточные латыши в целебную силу черноплодной рябины (аронии). В 1981 году мы студентами собирали эту аронию в северной Литве для производства местного плодово-ягодного вина. Практически невозможно было убедить селян в том, что черноплодка завезена в Восточную Европу только в 1935 году, и вообще ее родина — горы Адирондак в Северной Америке.
Арония содержит глюкозу, фруктозу и природный сладкий циклический спирт сорбит, который является отличным заменителем сахара для больных диабетом. Именно поэтому аронию можно рекомендовать для диетического питания при диабете II-ого типа. Там много важного витамина Р, а содержание антоцианов в зрелых плодах превышает 6%. Антоцианы — это то, что так ценится в красном винограде и красном виноградном вине. В аронии есть бор, фтор, йод, железо, медь, цинк, марганец и молибден. Она богата пектиновыми и дубильными веществами, а в спелом виде не очень-то и кислая.
Самое главное, за что ценили черноплодку литовские селяне - за ее выраженное гипотензивное действие. То есть,она понижает давление. Причем, как уверяли нас местные жители, не только в свежем виде и в виде сока, но и в виде сухого арониевого вина, имевшего черно-фиолетовый цвет.
Вино, как показывают научные исследования, действительно снижает давление в течении длительного времени, поэтому гипертоники чувствуют себя лучше, если пьют этот алкогольный напиток. Кроме этого, сок аронии чудесно помогает деятельности печени, и поэтому компот из аронии с добавлением винца был обязательным средством «на следующий день».
Услада зубров
Видели бы вы, как плевался один старый поляк из под Вильнюса, когда увидел в магазине спиртной напиток с надписью «Зубровка». На этикетке был зубр, но внутри была чуть желтоватая жидкость и... маленький перчик.
Возмущение старика было понятно. Перец не имеет никакого отношения к зубровке, поскольку это — одно из названий травы, которую англичане зовут holy grass — то есть святая трава или sweet grass — трава сладкая.
За сладость траву любят зубры — это правда. И издавна жители Белоруссии, Польши, Литвы и западной России собирали зубровку и настаивали ее. Настойка зубровки повышает аппетит у тяжелобольных, это старинное противотуберкулезное средство, она помогает при простуде и лихорадке. Ее даже давали скоту, так как у коров повышались надои.
Аромат зубровке придает кумарин — ароматическое вещество, из-за чего зубровку наши пращуры использовали в сакральных обрядах, а американские переселенцы так вообще заменяли ей ладан. До сих пор вытяжку из зубровки используют для ароматизации табаков. Отсюда, кстати, и глагол «кумарить» - то есть дымить, курить.
Особенность зубровки в алкогольных напитках — маскировка вкуса алкоголя. Благодаря этому смешанная зубровка с яблочным соком пьется очень легко. Но нужно помнить, что во всем следует соблюдать меру, и кстати, настоящую «зубровку» на зубровке можно применять для компрессов при ишиасе и приступах ревматизма, а также — для расслабления мышц после тяжелой но непривычной работы — например, откапывания своей машины из-под снега...
Водная сила народа сету
Эстонцы традиционно тяготели к скандинавам и финнам. Это практически сплошь лютеранская страна, с суровой, даже в чем-то жесткой моралью и нормами поведения. Демонстрация слабости — верх неприличия. Поэтому в идеале надо закаляться и терпеть, терпеть и закаляться.
Вся Эстония сейчас покрыта сетью СПА. Но и раньше эстонцы очень любили экстремальные водные процедуры. Они убеждены, что закаленный человек не подвержен болезням, и если он все же заболел — значит, слабо закалялся.
Но опять же, нельзя все красить одним цветом. На самом юго-востоке Эстонии, на границе с Россией живет маленький народ — сету. Это удивительный народ, его появление до сих пор является этнографической загадкой.
Ну судите сами... Сету — это угро-финны, но православные, как карелы. Но при этом сету сохранили свои языческие обряды. Они всегда свободно контактировали и с псковичами, и с эстонцами, в чем-то отличаясь и от тех, и от других.
Ну, например, украшением своих женщин. Как женщины викингов, женщины сету надевают на праздники массу браслетов и колец, а на грудь — массивный металлический круг с изображением Яйца Мира и Солнца в центре (это, кстати очень похоже на знак бога Одина). У замужних женщин вес всяких металлических украшений может достигать 16 килограммов! Когда женщина сету идет, то сначала ее слышно по звону металла, а потом уже видно...
В стране сету — Сетумаа — издавна была большая вера в целебную силу грязи из Псковского озера и воды из источников. Легенды о пользе воды в Вярска долгое время были легендами, хотя уже в начале ХХ века этнографы отмечали исключительное здоровье жителей сету. Грязевые припарки, аппликации, отпаивание больных подогретой солоноватой водичкой из глубоких колодцев — все эти приемы были известны из глубины веков. На местной воде заваривали чаи из местных трав, в том числе растущих на побережье озера. И факты оставались налицо — жители Сетумаа жили дольше и качественнее, чем их соседи.
Только в 70-е годы начались серьезные исследования старинных чудес, и в 1980 был построен лечебный центр в Вярска. Сейчас там один из трех аквапарков в Европе, где люди купаются в натуральной бром-сульфат магниевой минеральной воде с глубины 500 метров. Все оказалось правдой.
Волшебная сила ели
В Латвии очень любят лечиться народными средствами. В каждой аптеке обязательно есть отдел, где продаются всякие травки. Но кроме этого, существует и большая традиция приготовления знахарских снадобий и препаратов. Некоторые из них получили официальное признание.
Примером такого препарата является мазь Evija. Ее изобрел в 1981 году народный целитель Эдгарс Ринькис, который подал заявление на изобретение препарата «Эвия» в Государственный комитет СССР по делам изобретений и открытий. И вот что интересно — уже через три года он получил авторское свидетельство на свое изобретение, хотя по сути это рецепт его предков, который передавался от отца к сыну на протяжении многих десятилетий.
Основным компонентом мази «Эвия» является живица ели, которая обладает сильным антисептическим и ранозаживляющим действием. Другие компоненты — коммерческая тайна. Наверное засекретили бы и живицу, если бы ее не выдавал сильнейший скипидарный запах.
Как только не лечатся «Эвией»...Эта мазь затягивает трофические язвы при диабете и тромбофлебите, и помогает при разного рода дерматитах, грибковых поражениях кожи. Исключителен ее эффект при ожогах, в том числе сильными кислотами — серной, соляной, уксусной. Правда, народ всегда отличал мазь «заводскую» от мази сделанной вручную. Вторая предпочтительнее... В этом латыши практически не отличаются от русских — недоверие к «фабричному» у них в крови. И такое же недоверие ко всему, что рекламируется в газетах и журналах. Самое главное — найти «настоящего» лекаря, которому ведом истинный рецепт.
Среди растений для латышей существует «большая тройка» - ромашка, липа и дуб. Примечательно, что в списке нет хвойных — той же ели или сосны. Хвойные — это носители «темной силы», а лиственные породы - «светлой». Из соцветий липы и ромашки изготавливают очень популярные чаи, которые действительно хорошо помогают при простуде, а заварка из коры дуба «вяжет» кишечник не хуже какого-нибудь патентованного препарата. Веники из дуба очень популярны в парилке, особенно для мужчин — есть примета, что они укрепляют мужскую силу.
В последние два десятилетия в Латвии выросла площадь лесов: природа занимает пустующие земли, которые некому обрабатывать. И народные целители обнаружили, что многие травы, которые раньше считались вымирающими видами, вновь появились на лесных полянах и болотах. Сейчас появляются и новые интересные продукты — например, сотканные из лечебных трав ароматические маски для уставших глаз... Так что, с народной медициной тут все в порядке — забвение ей не грозит. Но есть в Европе места, где народная медицина приобрела удивительные метаморфозы. Но об этом... тема другой статьи.
Константин Ранкс
Вильнюс-Рига-Тарту