Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Выставки Выставки недели: 21 - 27 декабря (фото)

Выставки недели: 21 - 27 декабря (фото)

537

Арт-события недели дружно нацелены на создание праздничного настроения и предлагают немало способов достичь новогодней нирваны: закружиться в балетных пируэтах, отправиться в ностальгическое путешествие с советским Дедом Морозом, сбежать в калейдоскопы и кривые зеркала. От живописи и графики особых аттракционов не дождешься, поэтому ни на одной выставке их нет, зато фотография и видеоарт творят чудеса.

Лучше проще, да лучше

С 21 декабря в фойе Дома кино показывают работы Бориса Михалевкина, классика российской фотографии. Его длинная жизнь полна волшебных превращений: из электромонтера в музыканта-инструменталиста, потом в фотографа – подарили подержанный «Зенит», а один из первых снимков получил диплом на московской выставке. Михалевкин – убежденный традиционалист, не пытается выудить из камеры что-то фантастически экспериментальное, а снимает свою семью, пейзажи, обыденные вещи, но самые простые сюжеты оказываются у него интересными и значительными.

Борис Михалевкин, "Апрель", 1965

Внучки с чашками чая похожи на поэтесс Серебряного века, фонарные столбы завиваются вместе со следами от автомобилей, старшеклассницы знаменитой 38-й физматшколы на фоне портретов ученых поражают незаурядными выражениями лиц и одинаково голыми коленками (1974 год). Особый вкус фотографиям придают точные, порой шутливые названия: осел с телегой на фоне гор подписан «Коммунизм не за горами, а дальше», бутылка из-под молока «Не винная», упомянутые школьницы – «Преемницы». Никакого обличения или скандальности, рабоче-крестьянская простота, возведенная в ранг философии: подлинность и честность. В 2010 году Михалевкину исполняется 80 лет, к его юбилею Росфото готовит большую ретроспективу, и нынешняя выставка ее предваряет.

Борис Михалевкин, "Преемницы"



Елка по-советски

С 22 декабря Планетарий кроме полетов к звездам предлагает еще и «Путешествие в Новый год» – выставку местного арт-центра «Genius Loci/ Гений места». Из открыток, почтовых марок, старых фотографий, елочных игрушек, карнавальных костюмов, домашних меню новогоднего стола здесь собрана картина главного советского праздника. Ее дополняет фоторепортаж о Деде Морозе из прессованных опилок, какого делали в карельском городе Кондопога в конце 1950-х годов, до того как перешли на полиэтилен, – игрушка заезжает в разные города Северо-Западного региона и фотографируется на фоне крупных достопримечательностей. Взрослым – ностальгия, иностранцам – экзотика, а детям – увлекательный урок истории.

Балет на ладони

В пятницу 25 декабря Эрмитаж открывает ежегодную выставку «Поднесение к Рождеству», составленную из изделий Императорского (бывшего Ломоносовского) фарфорового завода. В этом году в честь юбилея европейского триумфа Сергея Дягилева и его балетной труппы экспозиция посвящена танцу и названа «Эхо Русских сезонов». Искусство фарфора сильно подвержено влиянию мод и общественных страстей, так что даже в России, куда дягилевские постановки не доехали, и даже на государственном предприятии мастера увлеклись фигурками танцовщиц и балетными сценками. Особенно любили изображать Анну Павлову и Тамару Карсавину: как с богатой росписью и позолотой, так и в нераскрашенном бисквите (матовом фарфоре) – вариации на тему танца так и остались одним из важнейших направлений работы завода.

Тамара Карсавина

Всего на выставке почти двести вещей, и они хорошо передают сказочную и театральную атмосферу Серебряного века, когда сама реальность казалась декорацией.

Науки без скуки

27 декабря в лофт-проекте «Этажи» развернется выставка научного волшебства «Зазеркалье»: законы оптики и физики демонстрируют не схемы и тексты, а разнообразные зеркала – как простые, так и с особыми свойствами, – калейдоскопы, маятники, плазменный шар, огромные мыльные пузыри и множество других невероятных штук. В Москве эти чудеса показывают уже семь лет, в Петербург их привозят впервые. Выставка принципиально основана на непосредственном опыте: нигде не применялось компьютерное моделирование, все происходит «по-взаправдашнему», кроме того, экспонаты можно и нужно трогать руками. В таких условиях явления физики и оптики должны вызвать не зевоту, а активный интерес и восторг от соприкосновения с тайнами природы – на школьном уроке от волшебства обычно остаются одни лабораторные работы.

На выставке "Зазеркалье" экспонаты можно и нужно трогать руками



Ольга Лузина
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях