Всё ближе Новый год и Рождество, а фестиваль «Площадь искусств», отмечающий в этом году десятилетний юбилей, так и вообще не за горами. Органисты тоже в последнее время увеличили свою активность на берегах Невы — и не совсем понятно, отчего хоровые и симфонические коллективы города все, как один на будущей неделе решили немного поскорбеть.
Изысканное изящество «Про арте» – Laterna Magica
В чём невозможно отказать петербургскому благотворительному фонду культуры и искусства «Про арте» – это в изяществе программ. Так вышло и на этот раз: в «Про арте» решили совместить в некоей параллельной программе видеоинсталляцию Ив Сассман «89 секунд в Алькасаре» и концерт ансамбля средневековой музыки Laterna Magica. Это состоится в субботу, 12 декабря, в 19:00 в Потерне Петропавловской крепости.
Ораториальные жанры: скорбь перед Рождеством
Те же меломаны, сердцам которых дорог пафос католической заупокойной мессы, могут отправиться 12 декабря в Смольный собор, где будут исполнены сразу два Реквиема, звучащие у нас довольно редко: Альфреда Шнитке и Эндрю Ллойда Уэббера. Художественный руководитель и главный дирижер Смольного собора Владимир Беглецов свёл в этом концерте свой Камерный хор Смольного и Оркестр Государственного Эрмитажа.
Реквием Шнитке, созданный в 1975 году – это четырнадцать номеров сложнейшей партитуры, писавшиеся вначале как музыка к пьесе Ф. Шиллера «Дон Карлос». Позже они были собраны в единое сочинение, посвященное памяти матери композитора. Известен исторический анекдот по поводу корифея грузинской композиторской школы Гии Канчели, который, услышав однажды Реквием Шнитке, чуть было вообще не отрекся от профессии композитора: «настолько обворожительным выглядело это музыкальное чудо, чарующее слух».
Признаемся честно, далеко не всем рядовым меломанам Петербурга музыка Шнитке «чарует слух» – в отличие, кстати, от сочинений куда более «попсового» сэра Эндрю Ллойд Уэббера, в России прежде всего известного как автора рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» и мюзиклов «Призрак оперы», «Эвита» и «Кошки». Идею своего Реквиема композитор вынашивал несколько лет. В октябре 1982-го года от сердечного приступа умер отец Уэббера, работавший органистом и писавший в основном церковную музыку, и это подтолкнуло его к началу работы.
Тем не менее, Уэббер создал свой Реквием только после того, как женился на Саре Брайтман – партитура увидела свет в 1985 году. За это сочинение, исполненное Плаcидо Доминго и Сарой Брайтман, он в 1986-ом был удостоен награды «Грэмми» в номинации «Лучшая современная классическая композиция». Реквием Уэббера – это любопытный опус, представляющий собой интересное сочетание канонического католического текста, джаза и рока.
«Жалобная песнь» и чуть-чуть фортепиано
Если же вам не по душе траурные песнопения, однако сердце всё же требует светлой печали, то 4 декабря вам необходимо отправиться в Большой зал Филармонии, где в рамках цикла, посвященного грядущему 150-летию со дня рождения Густава Малера, Академическим симфоническим оркестром филармонии, Петербургским камерным хором и Хором Смольного собора под управлением дирижёра Александра Дмитриева будут исполнены его сочинения. Прозвучат Первая симфония и кантата для солистов, хора и оркестра «Жалобная песнь» (первая её часть – «Лесная сказка»). Композитор дважды редактировал своё раннее сочинение, о котором говорил: «Это произведение, в котором я стал Малером». Впоследствии в концертной практике I часть кантаты, «Лесная сказка», приобрела самостоятельный статус.
Концертный зал Мариинского театра предлагает фортепианный концерт Петра Андершевского – родившегося в Варшаве пианиста польско-венгерского происхождения, в настоящее время регулярно выступающего на самых известных концертных площадках по всему миру. 5 декабря в КЗМТ он сыграет произведения Баха, Шумана, Яначека и Бетховена.
«Площадь искусств»: лиха беда начало
Надо признать, что одно из самых главных событий уходящего музыкального года состоится 14 декабря в Большом зале Филармонии: это открытие Десятого юбилейного международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств». Первый концерт посвящается 150-летию Императорского Русского Музыкального Общества. Художественный руководитель фестиваля, маэстро Юрий Темирканов выступит во главе филармонического Заслуженного коллектива России с программой из произведений Рахманинова: прозвучат Симфонические танцы и Концерт для фортепиано с оркестром №3. Солист — знаменитый американский пианист, впервые выступающий в России — Гаррик Ольссон.
Кроме того, в рамках фестиваля Гаррик Ольссон выступит с сольным концертом — 15 декабря в Малом зале филармонии. В его исполнении прозвучат сонаты Бетховена, Листа, Скрябина, а также сочинения Шопена.
Из других фестивальных концертов можно отметить выступление 16 декабря Александра Дмитриева и АСО Филармонии со следующей программой: Дворжак — Концерт для виолончели с оркестром, Равель — Благородные и сентиментальные вальсы и хореографическая поэма «Вальс». Солист — молодой немецкий виолончелист Леонард Эльшенбройх.
«Культурная столица» будет особо информировать своих читателей о самых интересных концертах и событиях фестиваля.
Непростой выбор: два органных концерта одновременно
Наверное, для французской музыки более всего подходит именно французский орган – по крайней мере, французский композитор Оливье Эжен Шарль Проспер Мессиан более шестидесяти лет своей жизни играл именно на таком в церкви Святой Троицы в Париже.
Французы любят Мессиана за то, что в своё время он вместе с Андре Жоливе, Даниэлем Лезюром и Ивом Бодрие организовал группу композиторов «Молодая Франция». А во всём мире его ценят потому, что творчество Мессиана представляет самостоятельную, независимую от каких-либо школ и направлений область музыки, для которой он сформулировал собственные новые композиционные принципы.
В сочинениях Мессиана нашли отражение теологические идеи (фортепьянный цикл «Двадцать взглядов на младенца Иисуса», оркестрово-хоровое сочинение «Три маленькие литургии божественного присутствия») и изучение индийской, японской и латиноамериканской культур (симфония «Турангалила»).
Рядового меломана также всегда неслыханно бодрит увлечение Мессиана орнитологией, особенно — изучением голосов птиц: композитор создал подробную классификацию и каталог птичьих песен, а также использовал имитацию пения птиц в своих сочинениях («Каталог птиц» для фортепьяно, ударных и духовых, и др.).
Впрочем, Олег Киняев — человек серьёзный, а потому и прозвучит 10 декабря в КЗМТ не пенье птиц, а «Книга Святых Даров» Оливье Мессиана.
Ещё более серьёзный репертуар представит в этот же самый вечер (и в то же время) главный органист Кёльнского собора Винфрид Бёниг на концерте абонемента «Всемирная история органной музыки» в Академической капелле. Он носит название «Аутентичные традиции: И. С. Бах», и в него войдут Концерт ля минор по А. Вивальди, BWV 593, Прелюдия и фуга ре мажор BWV 532, Трио-соната № 1 ми бемоль мажор BWV 525, а также Пассакалия до минор BWV 582 и Хоральные обработки.
В Капелле сыграют и споют
Вообще, на грядущей неделе в Капелле им. Глинки заметно нешуточное оживление: на следующий день (11 декабря) там же выступит редкий теперь в Петербурге гость — концертмейстер оркестра Королевской оперы Ковент Гарден и солист ансамбля «Chamber soloists international», замечательный скрипач Сергей Левитин. В сопровождении Симфонического оркестра Капеллы Санкт-Петербурга под управлением дирижёра из Германии Урс-Михаэля Тойса он исполнит Концерт для скрипки с оркестром №5 ля мажор Моцарта и Концерт для скрипки и виолончели ре минор Доницетти. В концерте примет участие виолончелист Сергей Ролдугин.
В субботу 12 декабря в 16 часов в Капелле торжественно откроется Второй Международный конкурс вокалистов им. Б.Т. Штоколова.
Детектив в стиле фламенко: Кармен или Гузман?
А в тот же день вечером в Капелле зазвучат знойные ритмы фламенко: обозреватель «Культурной столицы» немало удивился, что в рамках проекта «Виртуозы гитары» был заявлен концерт некоего не очень известного гитариста Оскара де Кармен — однако, после сопоставления фото, а также официальной биографии музыканта и пресс-релиза концерта, стало ясно, что речь, по-видимому, идёт об известном гитаристе Оскаре Гузмане. В принципе, все это не очень удивительно: дело в том, что в концертной практике латиноамериканских и фламенко-гитаристов действительно случается, что музыканты со временем берут себе «афишное» имя: например, гитаристы Фариос и Баррера выступали под единым псевдонинмом — «Лос Брильянтес» (что означает «Блистательные») — хотя вовсе не были братьями.
Возможно, что Гузман решил стать «де Кармен», и начать при этом с России: по крайней мере, первый известен во всём музыкальном интернете, а второй — пока только в русском его секторе, и то лишь в связи с анонсируемым концертом.
Кирилл Веселаго, Фонтанка.ру