Ученые из Национальной лаборатории внешней политики, изучив школьные учебники 12 стран ближнего зарубежья, остались ими недовольны. По мнению россиян, соседи в учебных пособиях возвеличивают собственные народы и безосновательно критикуют русских. Таких тенденций нет только в учебниках Белоруссии и Армении.
Как пишет NEWSru.com со ссылкой на "Независимую газету", лаборатория получила гранты на исследования от Фонда "Государственный клуб" после распоряжения президента Медведева о поддержке социально ориентированных НКО. Специалисты в течение года изучили более 187 учебников. Результаты исследования были опубликованы в специальном докладе. Там говорится, что страны бывшего СССР преподносят школьникам мифы о древности своего народа, высокой культурной миссии предков и негативном влиянии России.
В докладе приводятся зачастую курьезные факты в трактовке истории. Так, в учебнике прибалтийских авторов одна из глав называется "Этническое происхождение людей каменного века".
По мнению ученых, украинские учебники напоминают мультфильмы, в которых добро в угоду разным политическим силам превращается в зло, при этом зачастую не меняя своего содержания. Процесс воссоединения Украины с Россией трактуется в украинских учебниках как признание Москвой ее независимости. Также в учебниках рассказывается о неизвестном ученым образовании – Украинской казацкой державе, позже якобы уничтоженной Москвой.
По словам экспертов, все учебники стран ближнего зарубежья отличаются националистической трактовкой истории. Как отмечают историки, часто этот национализм является мнимым, а события излагаются в пользу интересов правящих элит.
Так, например, в эстонских учениках позитивно описывается период шведского господства, несмотря на то, что в это время от голода, чумы и войн погибло четыре пятых населения. В то же время ненависть к России заходит у авторов учебников по истории Эстонии так далеко, что они сожалеют, почему же Запад в Средние века не осуществил масштабный крестовый поход на Русь.
Однако заметим, что накануне в фальсификации истории авторов российских школьных учебников обвинила британская газета The Times. По мнению журналистов, авторы учебников пытаются выпятить те факты из российской истории, которыми можно гордиться, а неприглядные события упомянуты лишь несколькими предложениями или вовсе опущены. К примеру, подсчитала газета, в учебнике истории, изданном в 2009 году, сталинской индустриализации посвящено 83 страницы, а голоду начала 1930-х годов – всего один абзац.