«Лучшая новость — это отсутствие всяких новостей» – так, по крайней мере, полагают консервативные англичане. И именно такая картина будет наблюдаться в не менее консервативном мире петербургской академической музыки. Правда, с одним весьма весомым исключением: в Петербурге вновь пройдёт авангардный музыкальный фестиваль «Звуковые пути», которому в этом году исполняется двадцать лет. За годы своего существования фестиваль значительно расширил географию композиторов и исполнителей — однако о нем мы в «Культурной столице» чуть позже поговорим отдельно, поскольку явление это для нашего города скорее уникальное. А сейчас – об остальном.
Лучшая музыка в не лучшем исполнении
15 ноября днём в Большом зале филармонии в рамках абонемента «Концерты для всей семьи» бедных детишек попытаются убедить в том, что виртуозную музыку XIX века смогут зажигательно и адекватно исполнить не только Санкт-Петербургский государственный симфонический оркестр «Классика» во главе с дирижером Михаилом Голиковым, но и солисты уровня «Петроконцерта»: они хотят сыграть концерты Гуммеля, Черни, Венявского и Паганини в программе, названной без лишней вычурности: «Великие виртуозы XIX века».
19 ноября в программе под названием «Союз Советских Социалистических Республик» мы сталкиваемся практически с тем же явлением: хорошая идея, но не очень хорошее, мягко говоря, исполнение. Там замечательные произведения композиторов советской эпохи: кантату-ноктюрн «Кремль ночью» Мясковского, Концерт для фортепиано с оркестром №2 Эшпая, и фрагменты «Гаянэ» и «Спартака» Хачатуряна прозвучат в исполнении Академического симфонического оркестра петербургской филармонии и оперного хора Михайловского театра под управлением Владимира Зивы. Господин Зива знаком питерским меломанам издавна: в 1990-92 он был главным дирижером Санкт-Петербургского театра оперы и балета им. Мусоргского, а затем судьба унесла его в Нижегородский театр оперы и балета, потом — в Краснодарский музыкальный театр. С 1988 по 2000 годы Зива возглавлял оркестр Нижегородской филармонии. Музыкант всегда испытывает необыкновенный восторг по поводу своих концертов — который, к сожалению, не всегда удаётся разделить публике, поскольку прочтения классических партитур этим дирижёром частенько грешат весьма небрежным подходом.
Шопен от Афанасьева — Back to the USSR
Человек, которым написаны десять романов (из них восемь — по-английски и два — по-французски, причём четыре книги опубликованы во Франции, две в России и одна в Германии), Валерий Афанасьев регулярно выступает на филармонической сцене с фортепианными вечерами. Проделывает он это не без веских на то причин: Афанасьев учился в Московской консерватории у Якова Зака и у Эмиля Гилельса, а потом стал победителем международных конкурсов им. Баха в Лейпциге в 1968 году и им. Королевы Елизаветы в Брюсселе в 1972 году. Бельгия пианисту понравилась: он решил там остаться, попросив политического убежища — правда, сегодня живёт во Франции. Со времени своего бегства музыкант с большим успехом давал концерты по всей Европе, в Японии и США, а с 1991 года — и в России.
В свободное от музицирования время Афанасьев коллекционирует дорогие вина и антикварную мебель, а также написал четырнадцать стихотворных циклов, книгу повестей, книгу рассказов и две театральные пьесы, навеянные «Картинками с выставки» и «Крейслерианой», в которых автор выступает одновременно как пианист и актёр. Различные эссе, комментарии к «Божественной комедии» и стихи написаны им на английском языке, девять лекций о музыке — на французском. Книга стихов Валерия Афанасьева Back to the U.S.S.R была выпущена в Петербурге в качестве приложения к альманаху «Петрополь».
15 ноября Валерий Афанасьев сыграет в БЗФ Вальсы и Полонезы Шопена. И пусть Шопен — не «конёк» Афанасьева, любящего преувеличенную экспрессию, лёгкий эпатаж и порой весьма манерные трактовки, — на сегодняшнем филармоническом «безрыбье» этот клавирабенд, без сомнения, заслуживает внимания меломанов.
Послушать хотя бы один раз
«Такую музыку нужно слушать не раз и не два. Но я больше одного раза не могу», — пошутил однажды за дружеским столом остряк Россини насчёт музыки Вагнера. Тем не менее, рискнуть и послушать великого баварца хотя бы один раз можно 20 ноября в Большом зале филармонии: там выступит Симфонический оркестр Михайловского театра под управлением Петера Феранеца. Будут исполнены Симфония ре минор Франка, а также «Зигфрид-идиллия», «Полет валькирий» из оперы «Валькирия» и Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера.
Петер Феранец, как известно, в нынешнем году возглавил Михайловский театр: и этот концерт – не только своеобразный «творческий отчёт» оркестра и дирижёра о проделанной совместной работе: выход на филармоническую эстраду — это всегда хороший повод для оркестра, чтобы «подтянуться» и показать меломанам свой исполнительский уровень.
Мариинка: ни сна, ни отдыха
15 ноября подобный «смотр» устраивает своему оркестру и Валерий Гергиев в Концертном зале Мариинки — очевидно, чтобы «разогреть» музыкантов перед премьерой «Женщины без тени». В обширной программе – Вторая симфония Дютийе Le Double, созданная композитором в 1959 году по заказу общества Кусевицкого к семидесятилетнему юбилею Бостонского симфонического оркестра; балет в трех сдачах Игоря Стравинского «Игра в карты», созданный композитором для своего друга Джорджа Баланчина в 1937 году; Концерт Parabola concertante для виолончели и струнного оркестра Родиона Щедрина (сам композитор называет его «Концертная притча»), написанный специально для Мстислава Ростроповича и впервые им исполненный в октябре 2001 года на фестивале в Кронберге (в «Мариинке-3» его сыграет Борис Андрианов), затем ещё Третий Концерт для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова (солист – Александр Романовский), и в качестве десерта – бессменный хит «популярной классики» всех времён и народов: «Болеро» Равеля.
А 17 ноября в «Мариинке-3» хор и оркестр под управлением Гергиева, заметно «посвежевшие и отдохнувшие» после премьеры «Женщины без тени», будут исполнять Немецкий реквием Брамса — видимо, для того, чтобы на следующий день с ещё большим душевным подъёмом сыграть второй премьерный спектакль.
Поэтому любителям хорового пения лучше отправиться 18 ноября вечером в Смольный собор и послушать фрагменты из Литургии святого Иоанна Златоуста Чайковского и Чеснокова. Их исполнит Камерный хор Смольного собора под управлением Владимира Беглецова.
Кирилл Веселаго, Фонтанка.ру