В Госдуму внесен законопроект, призванный защитить автолюбителей от жестких санкций за нарушение Правил дорожного движения: в случае признания водителем своей вины и раскаяния он должен быть подвергнут наименьшей предусмотренной законом мере наказания.
Как сообщает корреспондент «Фонтанки», в настоящее время большая часть статей главы XII Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП) предусматривают «вилку» – нижний и верхней предел налагаемых санкций. Например, за нарушение правил движения через железнодорожные пути водитель может быть оштрафован на 500 рублей или лишен прав на срок от трех до шести месяцев.
По мнению депутата Госдумы Павла Тараканова, в подавляющем большинстве случаев сотрудники ГИБДД, не утруждая себя разбором ситуации, принимают решение о назначении максимально допустимого соответствующей статьей КоАП наказания.
Для предупреждения конфликтов, он предлагает ввести норму, согласно которой, при признании нарушителем своей вины и раскаянии, должно налагаться наименьшее наказание (в приведенном примере – штраф в 500 рублей).
«Принятие законопроекта ограничит возможность злоупотреблений со стороны сотрудников ГИБДД своим должностным положением и повысит доверие граждан к милиции. Признание вины и раскаяние нарушителя должно считаться достаточным основанием для определения минимального наказания», – уверен автор поправки.
По мнению Александра Холодова, председателя регионального отделения комитета по защите прав автомобилистов, предложенная норма, наоборот, даст больше возможностей для злоупотреблений: «Я частенько встречал на практике случаи, когда судья «шантажирует» водителя: признайтесь, и я назначу минимальное наказание, а иначе – максимальное. В этом случае водители, которые не чувствуют в себе сил защищать свою позицию, вынуждены сознаваться в нарушениях, даже тех, которые не совершали. К тому же, в действующем КоАП среди обстоятельств, смягчающих ответственность, и так есть «раскаяние». Так что никто и ничто сейчас не мешает в этом случае применять минимально возможное наказание. И судьи, которые хорошо знают законодательство, и так всегда применяют эту норму для водителей», – уверен Александр Холодов.
Принятие предложенного уточнения может привести к неопределенности. Например, за некоторые нарушения предусматривается административный арест на срок до 15 суток. Какая санкция в такой ситуации будет считаться минимальной (одни сутки или больше)? Для отдельных водителей временное лишение прав может оказаться более выгодным, чем внушительный штраф. Кто будет выбирать «минимум»?
Кроме того, в случае принятия законопроекта, за 26 нарушений водители вообще не будут нести никакого наказания, так как закон предусматривает за них «предупреждение или штраф». При «раскаянии» автолюбитель отделается, согласно поправкам Павла Тараканова, предупреждением – официальным письменным порицанием.
А потому можно будет практически безнаказанно ездить без прав и иных документов (статья 12,3 КоАП), выезжать на перекресток и создавать затор (статья 12,13 КоАП), не подавать сигналы поворота, нарушать дорожную разметку, парковать автомобиль где угодно (в том числе поперек тротуара или на специальных местах для инвалидов и т.д).