Первое впечатление от столицы Австрии – здесь всего слишком. Слишком большие здания, слишком пышная отделка фасадов, слишком много памятников историческим и полуисторическим персонажам. Город напоминает кусок торта, обильно украшенного розами из жирного крема. И только позже, внимательнее присмотревшись, понимаешь – Вена намного сложнее и притягательнее, чем кажется поначалу.
Архитектура Вены подавляет. Каждое здание, каждый камень направлены на прославление величия и мощи Империи. Открытых пространств очень мало – посреди каждой площади обязательно водружен или монумент, или многофигурная скульптурная композиция, или фонтан, а то и все это вместе. Либо же площадь расценивается как территория при каком-то значимом здании – например, при парламенте или городской ратуше. Австрийская столица неуловимо напоминает Москву тридцатых годов – впрочем, в сталинской России архитектура должна была решать схожие идеологические задачи.
Буйство девелоперов не пощадило и Вену. В историческом центре строят новые здания. Площадь Святого Стефана «украшает» современный дом с остекленным фасадом – как водится, торговый центр, как водится, в аренду сумели сдать только помещения первого этажа. Правда, превышать высоту и торговать панорамами исторического города здесь пока еще не додумались. Небоскребы знают свое место – для них отведен самый дальний район. На многих зданиях – до боли знакомые плакаты «Продаются коммерческие помещения», «Коммерческие помещения и офисы в аренду». Особенно порадовал призыв приобрести новые квартиры в реконструируемом доме XIX века.
В Вене очень любят мемориальные доски и памятные знаки – на них натыкаешься буквально на каждом шагу. Трепетно относятся и к деятельности городских властей, увековечивая при малейшей возможности их деяния. В городском парке мне довелось увидеть небольшую скульптурную группу – простенький сюжет на тему «отдыхающие дети». Установлена она была в начале двадцатого века, в 1945 году уничтожена при бомбежке. В 1951 году тогдашний бургомистр принял решение ее восстановить, в 1958 году (уже при новом бургомистре) была изготовлена гипсовая копия, а в 1998 году (еще при одном городском правителе) новая мраморная скульптура наконец заняла свое место. Все эти этапы (с указанием имен бургомистров) тщательно зафиксированы на мраморной доске, привинченной к пьедесталу. Имена скульпторов назвать нужным не сочли.
Для того, чтобы осмотреть все достопримечательности Вены, нужен не один месяц. Поэтому заботливые хозяева города разработали целую серию тематических туров – «Шопинг в Вене», «Вена для женщин», «Вена для детей», есть также «Историческая», «Художественная» и, разумеется, «Музыкальная» Вены, а также «Винный тур». Для любителей быстрого осмотра организованы обзорные экскурсии – автобусы каждый день отходят от здания Оперы. Склонные к романтике могут прокатиться по старому городу в двуколке, – экипажи нанимают на площади Святого Стефана.
К приезжим в Вене относятся доброжелательно, но с легким состраданием. Турист – существо, по определению, ущербное и ущемленное. Поэтому его необходимо снабдить пайкой впечатлений, выдать пошаговую инструкцию, как эти впечатления получить, и убедиться в том, что у бедолаги «все ok». После чего можно с нескрываемым облегчением вернуться в свою, несомненно, яркую, насыщенную и увлекательную жизнь.
В противовес подчеркнуто пышной, подавляющей официальной Вене, кофейни (не путать с кафе!) – невероятно демократичны. Сюда приходят выпить чашечку кофе или бокал вина (еды в таких заведениях, как правило, нет), пролистать свежую прессу – газеты всегда лежат на стойке, почитать книгу, пообщаться. Обстановка самая непринужденная – все посетители автоматически становятся членами одного своеобразного клуба.
Выбор спиртного в кофейнях невелик – шнапс, коньяк и ром, по одной арке каждого напитка. Зато вам обязательно предложат на выбор несколько видов местного вина. Венские виноградники – предмет национальной гордости, и ни один кельнер никогда не опустится до того, чтобы просто принести заказанный бокал. Вино будет подано со всем уважением, подобающем этому напитку, и с соблюдением всех тонкостей весьма непростого этикета.
Кафе – заведения более высокого уровня. Их посещают для того, чтобы наслаждаться интересной беседой, изысканной кухней и все тем же тонким вином. Негласные требования к посетителям очень строги – мужчины должны быть в черных классических костюмах, женщины - в платьях, хоть и не вечерних, но парадных. Джинсы и свитера здесь невозможны: посетителя, рискнувшего войти в кафе в подобной одежде, мягко препроводят в отдельный небольшой зал, чтоб он не разрушал своим видом общую картину, и обслужат, пусть вежливо, но - не скрывая стремления побыстрее избавиться от неуместного гостя.
Впрочем, и кафе, и кофейни посещают, в основном, сами жители Вены. Для туристов открыты более родные их сердцу ирландские пабы, американские бары, а также многочисленные пиццерии и несколько «МакДоналдсов». Сети под названием Kebab и Anker предназначены для эмигрантов из стран третьего мира.
В Вене очень много собак. Ограничений по выгулу животных почти не существует – с ними можно заходить и в кафе, и в магазины, и во многие парки. Зато на каждом кустике или газоне укреплена табличка, сообщающая, что собака не обязана убирать за собой – это должен сделать хозяин (или уплатить штраф – 36 евро). Хозяева выгуливают своих четвероногих на свободных поводках (или вообще без них) и, разумеется, без всяких намордников – независимо от размера животного. Ни бойцовых пород, ни даже овчарок на городских улицах нет. Видимо, в Австрии степень опасности собаки для окружающих определяется не количеством сантиметров в холке, а какими-то другими качествами.
Вена – читающий город. Книжные магазины на центральных улицах встречаются значительно чаще, чем в Петербурге. Ценник на художественную литературу начинается от 7-8 евро и может превышать сотню. Те, кто не в состоянии раскошелиться, могут спокойно часами сидеть в магазине (диваны и кофейные автоматы – к услугам посетителей) и читать в свое удовольствие.
Выбор книг о России наводит на грустные размышления. Наша литература представлена двумя авторами – переведенным на немецкий язык Борисом Акуниным в разделе «Современная проза» и собранием сочинений Льва Толстого (тоже на немецком) в разделе «Классика». На русском языке нашлись несколько книг Людмилы Улицкой, одна повесть Александры Марининой и почему-то Анна Гавальда. В разделе «Туризм» нашлись два путеводителя по Петербургу – в них настойчиво рекомендуют полюбоваться интерьерами Елисеевского магазина, а также прогуляться по Крестовскому острову, чьи заасфальтированные дорожки идеально походят для велосипедистов и роллеров. Еще в нашей стране можно посетить Москву, взглянуть на Волгу и обязательно надо съездить на Камчатку – этому региону посвящено целых пять книг.
История России представлена подробным описанием Сталинградской битвы, остальная литература относится к новейшим временам. В Вене можно приобрести биографию Дмитрия Медведева (выдержанную в весьма критических тонах), историю выдвижения Владимира Путина на пост президента, труд под названием «Что такое демократия Путина?» (подробно рассматривается дело ЮКОСа), а также книгу под названием «Кто правит Кремлем?». Кроме того, в некоторых путеводителях туристам советуют обязательно прочитать работу «Triaden. Mafian. Russian» - для того, чтобы отличать этих опасных представителей общества с первого взгляда и держаться от них подальше, но этого произведения в магазинах обнаружить не удалось.
Свою собственную историю в Вене разбирают очень тщательно. Целые полки посвящены проблемам и последствиям Первой мировой войны. О Второй - работ меньше, в основном, это мемуары. Основная мысль – война стала величайшей трагедией немецкого народа. Очень много книг об Адольфе Гитлере – авторы упорно пытаются найти ответ на вопрос «Что же было в этом человеке, что заставило целую нацию сойти с ума?». Как водится, не находят.
О современном национализме говорить не принято, считается, что его нет. Однако с многочисленными эмигрантами с Востока и из Африки разговаривают сквозь зубы и с подчеркнутым презрением. Чем заняты все переселенцы – неизвестно, во всяком случае, ни среди строительных рабочих, ни среди тех, кто чистит и моет памятники, ни среди водителей общественного транспорта их нет. Иногда можно увидеть, как они продают газеты, но не в киоске или магазине, а только с уличной стойки. Если судить о настроениях в обществе не по официальной прессе, а по граффити, то ситуация тревожна. Многочисленные надписи сообщают, что «прав тот, у кого власть» и призывают «действовать, а не ждать, пока для нас не останется места». Обнаружилась в Вене и свастика – рядом с надписью Liebe Minarette als Schlechte Marionette. Впрочем, замечать подобные вещи – неприлично. Вена держится за свою старомодную добротность и убеждает себя и окружающих, что все в порядке.
Кира Обухова, «Фонтанка.ру»
Вена: обломок великой Империи (фото)
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ