В 2010 году в России должна стартовать программа утилизации старых машин, в рамках которой за сдачу в утиль автомобиля старше десяти лет его владелец будет получать 50 тысяч рублей в счет покупки нового. Подобный метод государственной поддержки автопрома уже успешно опробован за рубежом, где его внедрение вызвало существенный рост продаж новых авто. Тем не менее, по мнению экспертов, в России реализация подобной программы может столкнуться с трудностями, основная из которых заключается практически в полном отсутствии предприятий по переработке автомобилей, сдаваемых в утиль, пишет "РБК daily".
Программа утилизации старых автомобилей будет внесена на рассмотрение в правительство до 1 декабря этого года. На проект, предложенный Минпромторгом, в 2010 году будет выделено около 10 миллиардов рублей, соответственно, на первом этапе предполагается оплатить утилизацию 200 тысяч подержанных автомобилей. Правда, сейчас рассматривается вопрос об увеличении компенсаций до 80—90 тысяч рублей для ряда регионов, поэтому итоговые цифры могут измениться. Параллельно государство выделяет около 20 миллиардов рублей на госзакупки автотранспорта. Все это, по мнению министра промышленности и торговли Виктора Христенко, должно способствовать со второй половины следующего года активному восстановлению рынка автопрома, который сегодня относится к наиболее пострадавшим от кризиса.
Руководители российских автосборочных производств сразу восприняли новость позитивно — в мире уже есть успешные примеры реализации подобных программ, которые способствовали росту объемов производства. Например, в Германии рост продаж автомобилей в мае этого года составил 40%. Ожидается, что какой-то эффект будет достигнут и в России, хотя резкого скачка никто не ожидает. Тем не менее, имея на руках сертификат на 50 тысяч рублей, можно будет, например, использовать его в качестве первоначального взноса по кредиту в рамках правительственной программы автокредитования и приобрести автомобиль стоимостью порядка 330 тысяч рублей (без учета стоимости обязательной страховки КАСКО), то есть обзавестись транспортом, вообще не «доставая из кармана свои кровные». «Это будет хорошим стимулом для роста, — считает Виталий Новиков, директор петербургского филиала Sollers. — Думаю, что программа может способствовать как минимум 10-процентному росту продаж автомобилей, произведенных в России. В Петербурге и Ленобласти, например, под категорию авто старше десяти лет подпадает около 39% автопарка».
Однако участники рынка отмечают, что пока остаются не ясными многие вопросы, от которых будет зависеть успешная реализация программы: например, будет ли сертификат именным или на предъявителя, насколько процедура сдачи старого автомобиля будет простой и удобной для потребителей. Кроме того, существует проблема отсутствия готовой инфраструктуры для утилизации автомобилей, которые по правилам должны быть разукомплектованы по техническим составляющим — отдельно пластик, отдельно жидкости, резина. «Основная проблема заключается практически в полном отсутствии предприятий по переработке автомобилей, сдаваемых в утиль, — отмечает директор по продажам «Аларм-Моторс Форд» Михаил Шевельков, — По неофициальным данным, только в трех городах России есть соответствующие производственные мощности. Конечно, наверное, можно просто выделить площадку в каждом городе, куда будут приниматься старые автомобили, которые будут потом стоять там десятилетиями (это лучше, чем стоять десятилетиями под окнами наших домов). Но, надеюсь, это не наш метод». По мнению г-на Шевелькова, программа должна полностью «созреть и увидеть свет только после всесторонней и глубокой проработки каждого пункта».
«Пока нет четкого понимания, каким образом автовладелец, который утилизирует свой автомобиль, получает за него деньги и в каких инстанциях», — добавляет руководитель отдела продаж автоцентра «Атлант-М Лахта» Александр Люк. Предполагается, что вначале клиент снимает свой автомобиль с учета, приходит в компанию, которая занимается утилизацией автомобилей, получает там соответствующий документ о том, что он утилизировал свой автомобиль. В свою очередь дилер должен продать новый автомобиль на 50 тысяч рублей дешевле. «Чтобы приобрести такой автомобиль, клиент должен принести дилеру соответствующий сертификат, — продолжает Александр Люк. — И тут существует опасность, что сертификаты могут быть поддельными. Еще очень важный вопрос относительно того, какая сумма будет выделена правительством на данную программу и кто и как будет контролировать, когда эта сумма будет выбрана».
Участники рынка сходятся во мнении, что положительный эффект от программы будет в любом случае, так как она как минимум позволит хотя бы частично очистить улицы от брошенных автомобилей. По данным ГИБДД, ежегодно в Петербурге приходят в негодность до 80 тысяч автомобилей, владельцы которых не хотят заниматься их утилизацией.
Утиль как средство передвижения. Утилизируй старый автомобиль, получи 50 тысяч рублей
ПО ТЕМЕ