Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Опять 85

368

Наконец-то Петербург включается в антиалкогольную кампанию. Радостно было слышать в эту среду наших городских депутатов, с их идеями, клонящимися к удушению торговли спиртным, а также и к прочим карательным мерам, о которых так давно молит публика. И подумалось: хоть они у нас поголовно трезвенники. На хмельную-то голову такого не сочинишь.

То есть, я, конечно, не проверял, пьют наши законодатели или не пьют. Но, судя по воззванию к Смольному, которое провозгласил депутат Евтухов, а также и по высказываниям прочих участников дискуссии, все они, как один человек – злейшие враги алкоголя, не видящие в его употреблении ни малейших светлых сторон.

Из чего следует, что либо они – хладнокровные циники, чего, сами понимаете, невозможно себе даже и представить, либо – непреклонные трезвенники, бесконечно далекие от всего, даже и отдаленно похожего на спиртное. На этом выводе и остановимся.

А если так, то при всем почтении к благородству их антиалкогольных чувств, не забудем, что это все-таки чувства людей, которые, по своей чистоте и неиспорченности, понятия не имеют о том, с чем собираются бороться. А значит, способны набить посуду. Ну, просто из-за незнакомства с предметом. Как это уже было в восемьдесят пятом году.

Как раз о незнании предмета и говорили те аргументы и те факты, которыми наши депутаты в среду друг с другом перекидывались. Ведь буквально все они почерпнуты из справки Минздравсоцразвития, сочиненной для исторического августовского совещания у президента, посвященного «мерам по снижению потребления алкоголя в России». Именно из этой справки – сведения о том, будто при царизме пили во много раз меньше, чем сейчас, будто некрепкие спиртные напитки гораздо страшнее крепких, и обо всем прочем, что было на зеленоватых диаграммах, розданных участникам того совещания, а также и на слайдах, показанных им же министром здравсоцразвития Татьяной Голиковой, главным идеологом этой еще только начинающейся, но уже великой кампании.

Не удержусь от нескольких цитат, вводящих нас в бесподобную атмосферу этого совещания. Началось оно с того, что господин президент зачитывал отрывки из той самой справки, розданной госпожой министром, а госпожа министр дополняла их своими репликами. Вот такими:

«…Как Вы справедливо отметили, по статистическим данным у нас уровень потребления составляет 10 литров на человека (мы находимся на уровне Германии и Финляндии), а что касается оценок экспертов, мы являемся абсолютными лидерами по потреблению алкоголя, то есть 18 литров на человека – то, что Вы сказали…» «…Я не буду останавливаться на данных среднедушевого потребления. Вы уже об этом сказали…» «…Ежедневно, как Вы правильно сказали, употребляют алкогольные напитки 33% юношей и 20% девушек…» «…Должна сказать, что начиная с 2003 года (и Вы тоже отмечали это)…» «…И конечно, я не могу не отметить (и Вы тоже обратили на это внимание)…»

Ну и так далее. Сами видите - ни малейшего угодничества, ни капли подобострастия, одна сухая проза. Правда, проза сугубо художественная, а вовсе не документальная.

Минздравсоцразвития уверяет, что годовое потребление спиртных напитков (в пересчете на чистый спирт) выросло у нас с 3,4 л в 1914-1917 годах до 10 л (по официальной статистике) и даже до 18 л (по оценкам экспертов, которым доверяет Минздравсоцразвития). Это липа. Дело даже не в том, что в 1914 – 1917 годах по случаю войны вообще был сухой закон, и легальную торговлю водкой просто упразднили. Даже и при сравнении с мирным 1913-м, надо помнить, что 80% российских жителей были тогда крестьянами, которые пили не столько казенную водку, сколько самогон. А в городах России душевое потребление одной только казенной водки в пересчете на чистый спирт составляло в первые годы прошлого века 7,5 л (данные Министерства финансов, опубликованные в 1914 году). Плюс вино и пиво, которое и тогда пили в городах. Плюс самогон, который тоже в каких-то количествах туда завозили.

В 1980-м продажа алкогольных напитков в РСФСР в пересчете на чистый спирт составила 10,51 л на человека (справочник «Народное хозяйство РСФСР в 1985 г.») Плюс неизвестно сколько литров самогона и суррогатов.

Иначе говоря, с давних пор пили примерно столько же, сколько и сейчас – по официальным данным, напомню, это нынче 10 л на человека, а по загадочным «экспертным», включающим, видимо, левую водку и все тот же самогон - 18 л.

Много это или мало?

Во Франции в пересчете на чистый спирт в 1960-м средний житель принял 19,1 л. С тех пор доза понемногу снижалась. Но и сейчас больше 10 л.

В Финляндии в том же 1960-м доза была 2,7 л (не учитывая алкогольного туризма в Ленинград и самогона, который гнали в массовом порядке). Сегодня доза выросла и подступает к тем же 10 л. Ссылки на «победу» над спиртным в северных странах, которыми хотят подкрепить нашу нынешнюю кампанию, рассчитаны на тех, кто в этих северных странах не бывал.

Да и сама мысль о том, что питье пива, вина и водки можно «искоренить» - клиническая фантазия. И не можно, и не нужно. Там, где алкоголь совсем или почти не пьют, там, во-первых, разрешено многоженство, во-вторых, массированным порядком употребляются наркотики, а в-третьих, есть еще многое, чего не хочется перечислять. Вот и выбирайте, какой способ расслабиться лучше. Есть люди, которые пьют, и есть люди, которые спиваются. Пить в меру – нормально. Это просто признак принадлежности к европейской цивилизации.

Беда – не винопитие, а алкоголизм. Спиваются от безысходной жизни, а вовсе не от того, что по телевизору мало рекламируют здоровые привычки или в ларьке торгуют пивом. Разумеется, организовать репрессии против торговли и понять очередную волну телеболтовни - это и легко, и выгодно. Зачем ломать голову над тем, почему столько людей считают жизнь безысходной?

Особенно дико смотрятся нападки на употребление пива и вина. В Петербурге, где столько пивных производителей, это дико вдвойне, но оставим в стороне коммерцию. Пожалуй, самой варварской и бредовой частью кампании 85-го года была именно агрессия против «культурного винопития». В нынешней кампании она уже тут как тут, пусть и не в таких диких формах, за что, разумеется, отдельное спасибо. Но все равно. Пиво, понимаете ли, в миллион раз опаснее водки, потому что подросток спивается не на водке, а на пиве. С чего взяли? Да вот, понимаете ли, все те же минздравовские «эксперты» докладывают.

«Эксперты» - это, конечно, святое. Но сравним на всякий случай их анонимные выводы с всероссийским опросом Фонда «Общественное мнение». И выявим группы риска – такие, где пиво и вино пьют явно чаще среднего и по которым поэтому антиалкогольная кампания должна прокатиться с особой суровостью.

По вину это, во-первых, лица с высшим образованием (в данной группе вино употребляют 43% опрошенных при среднероссийском уровне 31%). А по пиву повышенную тревогу вызывают граждане с высокими доходами (его употребляют среди них 48% против среднероссийских 38%). Вот оказывается, кто у нас катится по наклонной винно-пивной плоскости впереди всех прочих.

Если не считать, конечно, молодежи (кому от 18 до 30 лет). Пиво пьют аж 57% из них, а вино – 35%. Правда, водку они употребляют куда реже среднего – 22% против 32%. Но это противоречит идеологии кампании, и поэтому в зачет не пойдет.

Идеология кампании вообще противоречит всей той нормализации, которая у нас понемногу происходит в области употребления алкоголя. Те, кто более продвинут, у кого жизнь разнообразнее и интереснее, усваивают цивилизованные способы употребления алкоголя, и как раз именно на них нацеливается кампания. В «победившей пьянство» Финляндии сухое вино стоит раза в полтора дешевле, чем в наших магазинах, в тамошних торговых центрах в порядке приобщения к евростандартам устраиваются бесплатные дегустации, а у нас придумывают новые акцизы и мероприятия по недопущению винно-пивной рекламы.

Государственная машина со всеми своими старинными коновальскими инструментами отправляется в очередной антиалкогольный поход. Тем, кто болен алкоголизмом и нуждается в помощи, она не принесет ничего, кроме карательных мер и почти от них неотличимого «лечения».

А тем, кто в ее антиалкогольных услугах не нуждается, придется больше платить за каждую бутылку и смириться с тем, что выбор станет хуже. И утешаться одним: все-таки на дворе не 85-й год. Силенок не хватит всерьез повторить ту кампанию. И труба будет пониже, и дым пожиже.

Сергей Шелин

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
ДРУГИЕ СТАТЬИ АВТОРА
Цены, вперед!
25 сентября 2010, 11:47
Кто выигрывает XXI век?
12 сентября 2010, 17:05
Все статьи автора
Станьте автором колонки
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях