Многолетние разговоры о необходимости развития малой авиации наконец-то перерастают в реальные дела. Комитет по транспортно-транзитной политике объявил конкурс на разработку регламента для полётов над городом и размещения на его территории посадочных площадок. Однако петербургское небо вряд ли в одночасье заполнится летательными аппаратами, ведь в последние годы бездействие властей привело к исчезновению сразу нескольких специализированных аэродромов в окрестностях города.
Согласно техническому заданию к конкурсу, разработчик должен прописать все возможные маршруты над центральной частью города, в обход её, а также пути схода с основных маршрутов в случае необходимости. Кроме того, будет определена минимально допустимая высота полёта, предельное количество воздушных судов, одновременно находящихся над Петербургом, а также обозначены погодные условия, при которых можно (и нельзя) летать малой авиации. Узаконят и необходимую квалификацию пилота и список лицензий для самолётов и вертолётов. Начальная цена лота — 1,9 миллиона рублей. Итоги конкурса подведут 22 октября.
Помимо собственно полётов, будущий подрядчик должен разработать порядок проектирования, строительства и эксплуатации посадочных площадок на территории города. Наконец ему необходимо будет предусмотреть регламент по обслуживанию полётов, включающий организацию диспетчерской службы.
На сегодняшний день полёты над территорией Петербурга полностью запрещены (за исключением служебных вертолётов спецслужб, МВД, скорой помощи и нескольких экскурсионных маршрутов). Однако глава КТТП Николай Асаул ещё в начале июля говорил, что получить разрешение на полёт над городом в будущем станет проще, и над этим его ведомство работает совместно с Минтрансом. Судя по всему, первый шаг сделан.
Впрочем, каких-то революционных решений ждать, скорее всего, не приходится. В КТТП обращают внимание, что порядок использования воздушного пространства и выполнения полетов над Петербургом должен быть разработан в соответствии с требованиями Воздушного кодекса Российской Федерации. «Не стоит ждать, что самолётам разрешат летать над Эрмитажем», - подчёркивает пресс-секретарь комитета Екатерина Ходаринова. Но летать над руслом Невы, Кольцевой автодорогой, некоторыми крупными магистралями, а также над спальными районами чиновники вполне могут разрешить, считают многие эксперты.
Характерно, что о начале конкурса было объявлено на следующий день после указа президента Медведева, упраздняющего Росаэронавигацию. Именно это госучреждение большинство авиаторов обвиняло в торможении любой инициативы, связанной со смягчением режима полётов малой и коммерческой авиации. Теперь функции ведомства будут переданы Росавиации и Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, с которыми, по мнению специалистов, договориться будет легче. «После того, как разогнали эту контору, появилась надежда, что когда-нибудь малая авиация у нас сможет выполнять полёты так же просто, как, например, в соседней Финляндии», - говорит Анатолий Иванов, директор кронштадтского аэроклуба «Дельфин».
Впрочем, разработчику нового документа и без почившей Росаэронавигации будет непросто: его нужно согласовывать с Госавианадзором, военными, ГУВД, ФСБ, ФСО, комитетом по градостроительству и архитектуре и ещё несколькими организациями.
Представители авиационного бизнеса к нововведениям (пока потенциальным) относятся с воодушевлением. Резюмировать их мнения можно так: сейчас всё настолько бюрократизировано, что любое послабление — это шаг вперёд.
«В настоящее время получить разрешение на полёт чрезвычайно сложно. Причём, даже если оно у вас есть, у контролирующих организаций существует миллион причин, чтобы его аннулировать. Это могут сделать и Гидрометеослужба, и ФСО, и диспетчеры. Если разработают документ, где будут чётко прописаны эти ограничения, то уже будет гораздо легче работать», - подчёркивает генеральный директор компании «ЭКСИ-Тур» (вертолётный туризм) Нурия Чинокаева.
Анатолий Иванов считает, что самым правильным шагом стал бы переход с разрешительного на уведомительный порядок разрешения на полёт частных самолётов и вертолётов. Именно такой регламент действует в большинстве стран ЕС и США. Впрочем, по его мнению, даже если власти и пойдут на такой шаг, петербургское небо мгновенно не заполнится десятками частных воздушных судов. «Рядом с городом слишком мало действующих аэродромов. Сравнительно недавно функционировала взлётная полоса в Касимово — эту землю продали. Работал аэропорт Ржевка — сейчас он заставлен автомобилями и восстановлению фактически не подлежит», - говорит он.
Лётчик-любитель Андрей Гостилицын считает, что разработка упомянутого документа — это, скорее, работа на перспективу. «Сейчас летать всё равно никто не станет — кризис — не до самолётов. Кроме того, нет аэродромов. Но зато появится возможность изначально закладывать в проекты коммерческих и жилых зданий вертолётные площадки, а за городом даже небольшие взлётно-посадочные полосы. Появятся стимулы для восстановления разрушенных аэроклубов. Когда-нибудь и интерес бизнеса вернётся: думаю, что аэротакси в будущем будет востребовано», - надеется он.
Павел Гинёв, "Фонтанка.ру"
Для малой авиации расчистят небо и землю
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ