В среднем по России около 6% угнанных автомобилей похищены со стоянок торговых центров. В Петербурге этот показатель ещё выше, европейскую норму – 10 гипермаркетов на 1 миллион жителей – петербургский рынок превысил еще в 2007 году; в северной столице на 1 миллион жителей приходится 11 гипермаркетов и 56 супермаркетов. По данным Петростата, 95% опрошенных домохозяйств предпочитают покупать продукты питания в гипермаркетах и сетевых супермаркетах. И разумеется – приезжать туда на машинах.
Старенькие "Жигули" можно вполне беззаботно оставить на стоянках около супермаркетов; однако владельцы дорогих и новых иномарок не прочь и приплатить – лишь бы оставить свою машину под присмотром охраны. Лояльность покупателя, тем более – состоятельного, в сетевом бизнесе ценится высоко: наверное, этим обстоятельством объясняется тот факт, что платная охраняемая стоянка начала работать возле нового "Ашана", открывшегося в августе на Боровой. Первые полтора часа стоянки там не оплачиваются, каждый последующий час стоит 30 рублей.
В дирекции по контролю управления "Ашан-Россия" не исключают, что в будущем стоянка возле магазинов сети будет организована по европейскому принципу - для совершивших покупки в "Ашане" стоянка будет бесплатной, а те, кто не сможет на выезде предъявить кассовый чек магазина, будут оплачивать услуги охраны.
Часть большого паркинга около супермаркета "Лента" на Выборгском шоссе тоже стала платной. Как рассказали в пресс-службе сети, фирма, взявшая в субаренду эту территорию, с июня открыла там охраняемую платную стоянку, которая используется не только хозяевами дорогих автомобилей, приезжающих в магазин, но и жителями близлежащих домов. Причём не только местные автомобилисты радуются этому, но и "бесколесные" жители: раньше пустовавшее пространство было облюбовано стритрейсерами, с визгом покрышек и рёвом моторов коротавшими там ночи, теперь под окнами стало тише. В пресс-службе "Ленты" также отметили, что у фирмы есть предложения по внедрению платных стоянок возле гипермаркетов на улицах Хасанской и Руставели, однако до конца года они, скорее всего, реализованы не будут.
Сеть "Карусель" открыла четыре платные парковки ещё в прошлом году, оставив автовладельцу право выбора: воспользоваться охраняемой стоянкой или бесплатной. Впрочем, стоимость первой оплачивается только в том случае, если машина там стоит более трёх часов. А платной стоянкой около гипермаркета "Метрика" на Торфяной дороге пользуются не только жители этого микрорайона, но и владельцы грузовых автомобилей.
Во время кризиса лишний заработок никому не помеха; да и клиенты довольны – тем более, что у автолюбителей остаётся выбор. Однако помехой в развитии платных стоянок возле больших торговых комплексов зачастую препятствует то обстоятельство, что эти территории принадлежат городу, власти которого не проявляют особой активности в данном вопросе.
Впрочем, возникновению стихийной стоянки у магазина "Максидом" на Гражданском проспекте ничто не помешало: вся улица Фаворского, от Гражданского проспекта до Гжатской, превращена в неорганизованный паркинг. Машины там стоят в четыре ряда, под углом к проезжей части – а те, кому надо проехать от Гжатской в сторону Гражданского и обратно, буквально протискиваются между покупателями с тележками и автомобилями; соответственно, пробки на пересечении Фаворского и Гражданского – не редкость. Однако в ГИБДД, установив на этом перекрёстке светофор, утратили всякий интерес к "злачному" месту. Самое интересное, что специально оборудованная парковка у магазина есть – это большая территория на углу Фаворского и Гжатской. Однако люди предпочитают поставить машину поближе ко входу в магазин, а не переходить улицу.
Что же касается двух гигантских шопинг-центров "Мега" (Дыбенко и Парнас), то в их дирекции нам сообщили, что вопрос организации там охраняемых стоянок пока не рассматривался.