Воздух в Петербурге экологи сравнивают с тем, чем дышат люди в городах-промышленных гигантах. Правда, у нас отравляют атмосферу не заводы и фабрики, а 1,5 миллиона автомобилей - 92 % вредных выбросов попадают в атмосферу из-за транспорта.
Семен Гордышевский, директор петербургского Экологического союза, объяснил "Моему району": сжигая литр бензина, каждый автомобиль дает 5 килограммов выбросов. Кроме парниковых газов (оксидов и диоксидов углерода и азота) и смолистых веществ (дымовых газов, копоти и сажи), в выхлопах содержаться канцерогены. Попадая в организм человека, они практически не выводятся из него.
Как говорит Иван Серебрицкий, начальник управления госрегулирования в сфере природопользования комитета по природопользованию, опасный уровень загазованности регистрируется в радиусе 30-40 километров от границ Петербурга.
По мнению Гордышевского улучшить воздух в городе, можно только решив проблему с пробками.
«Чем быстрее водитель доедет до пункта назначения, тем меньше он потратит бензина, меньше вредных выбросов попадет в воздух», - говорит он.
Несколько примеров подтверждают этот вывод. Замеры специалистов комитета по природопользованию показали, что до реконструкции загазованность Пискаревского проспекта диоксидом азота превышала предельно допустимую концентрацию (ПДК) в восемь раз.
После того, как ремонт закончился, уровень ПДК по этому виду выхлопов сократился на проезжей части более чем в два раза, а рядом с жилой застройкой вообще пришел в норму.
Пробки на Ленинском проспекте и Краснопутиловской улице стали заметно меньше после постройки КАД – и это тоже уменьшило загазованность в этом районе.
Ситуация с загрязнением воздуха стала меняться к худшему восемь лет назад, когда петербуржцы стали массово покупать автомобили. По словам Ивана Серебрицкого, каждый год количество машин на дорогах увеличивалось почти на 100 тысяч.
Специалисты убеждены: в спальных районах можно сделать воздух чище, расширяя дороги и строя новые, центру поможет только ограничение на въезд.
Расчеты экологов показывают: если бы в исторический центр пускали только машины со стандартом двигателя не ниже Евро 2 (иномарки не старше 1995 года и отечественные машины, выпущенные после 2006), то лишь 25 % территории страдали бы от превышения ПДК по диоксиду азота. Сейчас концентрация этого газа в пять раз превышает норму на 90 % площади.
По словам Ивана Серебрицкого, разговоры об ограничениях на въезд в историческую часть Петербурга идут не первый год.
Чиновники изучили опыт Европы и Азии, в том числе популярную систему - когда по четным дням в центр могут въезжать только машины с четными номерами, а по нечетным – «нечетные». Но никаких конкретных действий предпринимать не торопятся.
В Дирекции по организации дорожного движения говорят, что Смольный даже не ставит перед ней задачу по разработке соответствующих проектов.
«Правительство не решается: ограничение на въезд - мера слишком непопулярная. Может вызвать социальную напряженность. Столкнувшись с нею, водители в последнюю очередь станут думать про экологию», - считает Александр Холодов, председатель «Комитета по защите прав автомобилистов».
По словам Натальи Башкетовой, начальника отдела надзора за проживанием населения «Роспотребнадзора», опасные соединения, которыми мы дышим, подтачивают иммунную систему и провоцируют аллергию, сердечно-сосудистые заболевания и рак.
Ирина Тимофеева, семейный врач поликлиники № 21, подчеркивает, что сейчас от средечных заболеваний многие петербуржцы страдают уже в 30-35 летнем возрасте. «Бронхиальная астма и аллергические насморки стали распространенными детскими заболеваниями», - говорит Ирина Тимофеева.
Исследования санитарного ведомства показывают, что доля влияния окружающей среды на состояние здоровья жителей составляет 20 %. Образ жизни (вредные привычки, неправильное питание, стрессы) – 50 %. Оставшиеся 30 % поделили между собой некачественная медицинская помощь и генетическая предрасположенность к тому или иному заболеванию.
По данным петербургского статистического ведомства, в 2007 году количество заболевших раком составило 400 человек на 100 тысяч. В 2000 году - 376 на 100 тысяч человек.
Чтобы дышать - надо запретить въезд в центр?
ПО ТЕМЕ