Представителям малого бизнеса нужно паковать вещи и собирать чемоданы, чтобы своевременно освободить занимаемые площади. Все договоры по аренде субъектами малого бизнеса государственных помещений действуют только до 1 июля 2010 года. Таковы последствия федерального закона, призванного защищать конкуренцию.
Федеральный закон № 108 «О внесении изменений в ФЗ «О концессионных соглашениях» вступил в силу в июле 2008 года. Начинания у его разработчиков, безусловно, были самые благородные — защитить свободную конкуренцию и поставить очередной барьер на пути коррупции. К примеру, во многих городах России (в том числе и в Петербурге) процедура предоставления в аренду помещений, находящихся в госсобственности, проходила без всяких торгов. После публикации сведений о том, какие помещения свободны, потенциальные арендаторы подавали заявки, городская или районная комиссия их рассматривала и принимала решение. Счастливый претендент заключал договор аренды.
Натренированный глаз без труда обнаружит как минимум два этапа возможного сговора. Видимо, по этим же соображениям в закон внесли изменения — теперь государственное имущество сдать в аренду можно только через процедуру торгов. Исключение сделали только для представителей религиозных организаций. «Раньше мы спокойно получали помещения, - рассказала корреспонденту "Фонтанки" Яна Боровицкая, заместитель руководителя общественного движения «Лига арендаторов госимущества». - А после вступления закона в силу оказалось, что малые предприниматели даже не могут продлить аренду и теперь должны участвовать в торгах наравне с крупными, то есть, нас поставили в заведомо неравные условия».
После волны протестов, которые прошли по всей стране, по инициативе петербургских законодателей закон был слегка откорректирован, рассказывает Боровицкая. В ноябре 2008 года малому и среднему бизнесу разрешили автоматически пролонгировать договоры аренды, но — только до 1 июля 2010 года. «Сложилась парадоксальная ситуация, - разводит руками председатель комитета по управлению государственным имуществом Игорь Метельский. - Я могу заключить договор аренды с крупными предпринимателями на 3-5 лет, поскольку про них в законе не сказано ни слова, но малому и среднему бизнесу я могу разрешить занимать помещения только в течение года. Потом они должны будут продлевать аренду через процедуру торгов». При этом, как вполне логично отмечает чиновник, для того, чтобы выставить помещение на торги, его надо освободить. Иными словами — выгнать предпринимателей. «Получается такой государственный рэкет и ущемление прав малых и средних предпринимателей», - считает он.
От поправок закону, направленному на защиту конкуренции, страдают не только малые предприниматели. «Теперь мы, забирая для государственных нужд у владельца бизнеса арендуемое им помещение, попросту не имеем права предоставить ему взамен новое — только через процедуру торгов», - рассказывает Метельский. - Я подавал предложение в Министерство экономического развития, чтобы городу разрешили в определенных случаях целевым назначением автоматически продлевать договоры аренды. Но мои пожелания не были услышаны».
С инициативой внести изменения в уже обновленный закон выступил депутат петербургского ЗакСа Анатолий Башкирев. Представитель власти законодательной намеревается обратиться в Госдуму с предложением принять поправку, отменяющую для малого бизнеса обязательное участие в торгах на право аренды, и обещает добиться, чтоб это предложение рассмотрели уже в сентябре — на одном из первых заседаний Думы. По его словам, на федеральном уровне инициативу представителей петербургского ЗакСа поддерживает Оксана Дмитриева.
Инициативу власти законодательной поддерживают и представители власти исполнительной. «Если не удалось решить проблему в целом, то давайте решать ее хотя бы по частям», - заявил Метельский. Глава КУГИ предлагает, чтобы в законе было оговорено право автоматически продлевать договоры «добросовестным (то есть, не имеющим задолженностей и не занимающимся противоправной деятельностью — прим. ред.) арендаторам».
Заметим, что в Смольном уже подготовлен проект корректировки закона, по которому малому бизнесу предполагается попросту продлить льготный период — продлевать договора аренды через торги они начнут только с 2015 года. Но этот вариант господдержки энтузиазма у предпринимателей не вызывает. «Какой смысл продлевать период на пять лет? - недоумевает Боровицкая. - А дальше что? Снова продлевать? Проблемы-то никуда не денутся». По ее мнению, деятельность российских законодателей «очень напоминает вивисекцию по маленьким кусочкам». С бизнесменами солидарны и некоторые представители госаппарата. «Я считаю, что сроки вообще не должны оговариваться, - заявил Метельский. - Иначе мы не решаем проблему, а только отодвигаем ее на некоторое время».
Правда, проблема продления договоров аренды оказалась одной из немногих, по которой мнения власти и бизнеса полностью совпали. На просьбу продлить период рассрочки платежа за выкупаемые предпринимателями помещения администрация города отказала категорически. «Если мы продлим рассрочку, то город потеряет слишком много денег, которые должны войти в бюджет», - заявил Игорь Метельский. Напомним, федеральным стандартом установлено, что преимущественное право выкупа на приобретение помещений площадью не более 1000 квадратных метров предоставляется субъектам малого и среднего предпринимательства, а рассрочка оплаты не может превышать трех лет. Однако в Петербурге разрешено выкупать помещения площадью не более 500 квадратных метров, а период рассрочки платежа может длиться не больше двух лет. Чиновники рекомендуют обращаться за помощью к банкам.
По словам Яны Боровицкой, брать кредит при выкупе арендуемых помещений очень невыгодно. «Если помещение приобретается в рассрочку, то надо выплатить только 1/3 ставки рефинансирования и не надо вносить 25% вступительный взнос, - поясняет она. - Банки же выставляют очень тяжелые условия. Например, для того, чтобы получить кредит в Сбербанке, надо выплатить 25% стоимости объекта, полностью выплачивать ставку, а это 19%, и к тому же приходится доказывать платежеспособность предпринимателя. Залогом становится недвижимое имущество, и банк устанавливает на него дисконт 30-50%, соответственно уменьшается и сумма, на которую может рассчитывать предприниматель». Однако городские власти эти выкладки пока не убеждают.
Елена Алексеева, «Фонтанка.ру»