На днях в городке приключилось занятное транспортное происшествие, не попавшее в сводки и СМИ. Сотруднику ДПС, перемещавшемуся по частным делам на частном автомобиле, разбили стекло, выбросив мешок с камнями из следовавшей рядом машины. В общем-то ему повезло, потому что на скорости 100-120 км/ч на кольцевой стеклом могло не обойтись. Как вы думаете, что сделал сотрудник? Догнал и наказал обидчика, написал заявление? Нет, хотя, конечно, собирался сделать и то, и другое.
Но передумал, после того как его вызвал начальник и между ними состоялся примерно следующий диалог:
- Слушай (лейтенант, майор – это не суть, поэтому опустим подробности), какая у тебя зарплата?
- 12.
- А сколько стоит твоя машина? (Машина не из дешевых, но ведь это не наказуемо)?
После такого разговора желание заявлять куда-то исчезло.
Надо сказать, что камни прилетели из автомобиля с синими номерами, сопровождавшего некую персону. Лицам при исполнении не понравилось, как водитель нерасторопно освобождал полосу. Оставим за скобками принадлежность страдальца к органам. Это лишь частность, на его месте мог оказаться каждый. Правда, эта частность позволила начальнику объяснить подчиненному, что он собрался поступить не по понятиям. И заодно, фактически поручиться за тех, кто его чуть не убил.
Теперь институт поручительства вводится в МВД официально. Первый замминистра Суходольский подписал методические рекомендации, согласно которым кадровые перемещения милиционера отныне будут сопровождаться письменным ручательством вышестоящего сотрудника. По словам генерала, поручительство должно способствовать тщательному кадровому отбору. Попробуем разобраться, как это будет работать на практике.
Система поручительства не нова как для силовых структур (что-то подобное, говорят, действует в системе ФСБ и ФСКН), так для общества и бизнеса. Она насчитывает столетия и действовала даже во времена Советского Союза. Трудовые коллективы брали на поруки алкоголиков и мелких нарушителей правил социалистического общежития. Почти все советские граждане заручались двумя рекомендациями при приеме в ВЛКСМ, а 20 миллионов самых передовых имели поручителей при приеме в партию. Свидетели на свадьбе – суть те же поручители. В советские времена им даже грозил штраф, если молодожены расставались ранее, чем через год после регистрации брака. Крестные (в церковном смысле) взваливают на себя неформальную ответственность за своих крестников. Поручители по банковским кредитам ответят своим имуществом в случае неплатежеспособности кредитора. Вот это уже серьезно. Ручательство, наконец, практикуется в их мафии и у наших воров в законе. У наших две коронованных особы представляют соискателя на титул и отвечают за поступки новообращенного, в отличие от рекомендовавших в КПСС или ВЛКСМ.
Иначе говоря, схема работает, когда есть ответственность – материальная, физическая (своей кровью) или моральная, если на кону, скажем, честь. В нашем МВД поручитель, сказал Суходольский, понесет моральную ответственность, правда, он не пояснил, в чем она будет выражаться. Во всяком случае, трудно себе представить, как товарищи по оружию сядут в кружок и сурово спросят с ручателя, рекомендовавшего гнилого сотрудника: ты кого привел, нехороший человек, чем ответишь? Кроме того, как следует со слов милицейского начальника, поручительство имеет лишь рекомендательный характер при решении кадровых вопросов. При нынешней системе ручательство может стать лишним поводом, чтобы не выносить сор из ведомственной избы и не предавать огласке не слишком очевидные прегрешения сотрудников, дабы не попасть даже под призрачную ответственность.
Или вот еще: «в качестве поручителя не может выступать сотрудник, проработавший в системе органов внутренних дел менее 5 лет и имеющий дисциплинарные взыскания, занимающий нижестоящую должность по отношению к предполагаемому назначению рекомендуемого лица, состоящий с ним в родстве, знакомый с ним по совместной службе менее года». Генерал Пронин вроде соответствовал всем этим параметрам по отношению к майору Евсюкову. Фактически он за него ручался даже после того, как майор приобрел всероссийскую известность, и наверняка поручился бы письменно, будь такая необходимость раньше.
Письменно это могло бы выглядеть примерно так: «Я (имярек, звание, должность) знаю такого-то как добросовестного ответственного сотрудника, дающего хорошие показатели, взысканий по службе не имеющего, зарекомендовавшего себя непримиримым борцом с преступностью, его назначение поможет теснее сплотить наши ряды и победить гидру коррупции…». Спасло бы это невинных людей?
Нужны ли еще какие-то рекомендации к присяге, которую при поступлении на службу дают сотрудники и где сказано много правильных слов про соблюдение законов и прав человека? И кто рекомендует самих ручателей? Или предполагается, что они безгрешны по должности?
Поручительство в милиции, как и в любых других госорганах, будет значить не более, чем рекомендации при приеме на курсы кройки и шитья, если не заработает институт репутации, означающий, в том числе, неминуемую отставку лиц, дискредитировавших службу, без права восстановления в системе госвласти. Для начала предлагаю согласиться с нулевым вариантом: все имущество сотрудников до 1 июля 2009 года нажито честным путем. Тогда получивший камнем в стекло от других сотрудников на вопрос о машине мог бы послать своего начальника, у которого тоже наверняка есть хорошая машина. Ну а после первого извольте рассказать про каждую крупную покупку без оглядок на бабушку-миллионершу. Только где найти счетчиков на эту адову работенку?
Александр Горшков - шеф-редактор, «Фонтанка.ру»