Автолюбители жалуются на спровоцированные дорожными реагентами загрязнения и поломки машин, ветеринары фиксируют химические ожоги лап у собак, а больные астмой и аллергией люди страдают от приступов. Опасность реагентов уже признал Минтранс. Там рекомендуют дополнительно удобрять и поливать страдающие от химикатов придорожные растения.
Как пишет газета «Новые известия», врач аллерголог-иммунолог одной из московских клиник Ирина Шамонина после каждой обработки дорог антигололедными реагентами едва справляется с потоком пациентов. «Эти средства выступают как аллерген, снижают иммунитет, – рассказывает «НИ» доктор Шамонина. – Под воздействием реагентов обостряются бронхиальная астма, хронические бронхиты, кожные заболевания, дерматиты».
Шамонина советует аллергикам в зимнее время держаться подальше от автомагистралей. А если больному все-таки нужно туда выйти, врач рекомендует «пользоваться маской или респиратором».
Даже экологический паспорт не является гарантией безвредности. «Полностью безопасный реагент создать невозможно», – считает профессор-эколог Алексей Яблоков. По его словам, даже «максимально безобидный вариант» найти крайне сложно, так как «то, что безопасно для машин, может плохо отразиться на животных и наоборот». Даже с частями машины один и тот же реагент может взаимодействовать по-разному, например, «щадить резину, но портить корпус».
Ситуацию усугубляет и экологическая обстановка. По оценкам химиков, реагенты взаимодействуют не только с обледеневшим дорожным покрытием, но и со множеством других веществ – моторными маслами, парами бензина, соляркой, выхлопными газами, технической солью, компонентами почвы.
Вредное воздействие антигололедных реагентов на растительность признают и в Минтрансе. Ведомственная инструкция предписывает по-особому ухаживать за «зонами наибольшего попадания хлоридов» – разделительными полосами и откосами кюветов. Их необходимо ежегодно рыхлить и удобрять с подсевом семян и поливом из расчета 40–60 литров воды на квадратный метр. В список исчезающих под воздействием натриевых и кальциевых антигололедных реагентов внесены клевер горный, клевер красный, земляника лесная, ель и цикорий. Зато хорошо переносят реагенты пырей ползучий, пырей сизый, марь белая, икотник серый и лопух большой.
Особенно страдают от антигололедных реагентов домашние животные. «Химические вещества неблагоприятно воздействуют на лапы собак, могут вызвать воспалительные гнойные процессы», – говорит директор мобильной ветеринарной клиники Международного фонда защиты животных Сергей Кручина. Он советует выгуливать собак исключительно в парках, где реагенты не распыляют, избегая не только дорог, но и прилегающих к автомагистралям тротуаров. Если же четвероногому другу приходится выйти на дорогу, то для избежания химического ожога его лапы нужно «защищать целлофановым пакетом или надевать специальные башмачки».
Антигололедные реагенты могут стать причиной аварий. Ученые Московского автодорожного института выяснили, что непосредственно после обработки дорожной наледи жидким хлористым кальцием коэффициент сцепления шин с дорогой снижается на 30% даже по сравнению с мокрым асфальтом. Условия для движения транспорта становятся нормальными только после того, как расплавится лед. По наблюдениям правозащитника Виктора Травина, в дни посыпания дорог реагентами аварийность возрастает на треть. В ГИБДД связь между действием химикатов и ростом числа ДТП отрицают. «При отсутствии осадков в среднем у нас происходит 31 ДТП с пострадавшими, при выпадении снега – 27», – заявил на днях начальник управления ГИБДД столицы Сергей Казанцев.
Реагенты приводят к коррозии автомобилей, так как входящий в них кальций притягивает влагу. Производители реагентов уверяют, что вводят в свою продукцию антикоррозийные добавки. Эксперты поясняют, что эти добавки лишь замедлят коррозию. Помимо железа реагенты портят резину на колесах и дворниках: в автосервисах рассказывают, что в зимнее время к ним чаще обращаются с такими неисправностями, как отказ электроники, преждевременный износ подшипников и разъедание прокладок. Правда, за дополнительные заработки мастерам приходится расплачиваться здоровьем: многие из них за зимний сезон вынуждены обращаться к дерматологу, а у некоторых попросту слезает кожа на руках.
За границей вместо реагентов используют сахар и свекольный сок
В Швеции для борьбы с гололедом в основном применяются песок и соль. Песком покрывают небольшие дороги, а соляными составами – остальные магистрали. По статистике государственного дорожного ведомства Vagverket, Швеция лидирует среди стран ЕС в отношении бережного использования соли на квадратный метр (10 граммов против 40–50 в среднем по Евросоюзу). С 1994 года Vagverket ведет успешные эксперименты с новым антигололедным покрытием, в котором доля соли равняется 75%. Остальное – сахар. Первые результаты опытов оказались успешными. Новый состав более экологичен. К тому же сахар в два раза лучше, чем соль, сцепляется с дорогой. Эксперимент затянулся по двум причинам. Во-первых, специалистам нужно было получить гарантии того, что сладкий состав не привлечет на дороги лосей, косуль и оленей (их в Швеции десятки тысяч), а во-вторых, дождаться нескольких по-настоящему морозных зим. «Состав будущего» испытывают в Стокгольмском зоопарке лоси. Смесь, в которой сахар получен из еловой коры, животным по вкусу не пришлась. Так что эта зима – последний период испытаний для сладкого состава. Уже в следующем году дорожники посыплют им все основные автомагистрали Швеции.
Недавно власти Чикаго стали закупать новое антигололедное средство под названием Ecotraction. По данным научного центра Institute for Natural Resources, его состав представляет собой комбинацию из сока сахарной свеклы и солевого раствора, перемешанного с хлористым кальцием. «Он безвреден для окружающей среды, не вызывает коррозии металла, не портит обувь и не разрушает асфальт», – уверяет пресс-секретарь санитарного департамента Чикаго Мат Смит. Со следующей зимы это новое средство будет применяться во всех штатах среднего запада Америки.
Аллергологи жалуются на наплыв пациентов после обработки дорог реагентами
ПО ТЕМЕ