Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Владимир Рыжков: Не надо спасать Дерипаску

Владимир Рыжков: Не надо спасать Дерипаску

705

На вопросы о путях выхода России из экономического кризиса «Фонтанке» ответил бывший депутат Госдумы Владимир Рыжков, который вместе с Сергеем Алексашенко, Владиславом Иноземцевым, Олегом Буклемишевым, Александром Лебедевым создал группу "Общественная антикризисная инициатива" и готовит пакет предложений правительству.


- Владимир, по Вашим оценкам, на каком этапе развития кризиса мы находимся?


- Сейчас наступил момент, когда все поняли, что кризис действительно есть. Даже Владимир Путин, который долгое время говорил только о сложной финансовой ситуации, теперь признал, что у нас тяжелый кризис. При этом монополия на принятие решений принадлежит ограниченному кругу людей: Путину, который проводит совещания, Шувалову, который возглавляет антикризисную комиссию, Кудрину, как руководителю Министерства финансов и Игнатьеву, как главе Центробанка. Все решения принимаются в закрытом режиме, Госдума только изображает участие в процессе. Это выглядит так: пришли министры, отчитались, как они хорошо работают, Дума похлопала, не задала ни одного вопроса, не высказала ни одного предложения и все разошлись. В то же время развитие ситуации, на мой взгляд, становится все серьезнее. Осознавая это, мы в ноябре прошлого года собрали группу. Патронажем ее занялся Горбачев, который сам всегда присутствует на наших собраниях. С нами работают известные люди: Сергей Алексашенко, Евгений Гавриленков, Владислав Иноземцев, Олег Буклемишев, Александр Лебедев. И еще целый ряд людей, которые владеют материалом, способны анализировать и формулировать.

- Александр Лебедев — известный банкир, и не сказать, чтобы он был далек от власти...

- Такие люди, по крайней мере публично и откровенно, стараются не говорить о минусах управления. Он не такой. Многие его за это не любят. И для людей такого масштаба он удивительно откровенный. И бывает очень резок в суждениях. Не знаю, сколько его еще будут терпеть, надеюсь, что долго.


- Какие же цели перед собой ставят люди, которые собираются на откровенный разговор о кризисе?


- В октябре-ноябре мы начали проводить самостоятельный мониторинг и выпустили ряд экономических предложений. Прошло три месяца, но они не только не устарели, но и говорят о том, что мы сделали правильные оценки и предложили верные выводы.


- Как называется ваша группа? Это будущая партия?


- Называется: Общественная антикризисная инициатива (ОАИ), но мы не собираемся ее как-то регистрировать и продвигать. Есть люди, которые готовы работать над этим и будут продолжать это делать и без всех формальностей. Для этого не нужно ни денег, ни аппарата. Есть просто люди, они собираются, анализируют, обсуждают. В апреле мы готовимся провести в Москве большую конференцию на тему кризиса. Мероприятие пройдет в «Горбачев-Фонде». Мы постараемся собрать весь цвет экономической мысли России. Предполагается, что обсуждения выльются в новый пакет антикризисных предложений.


- Каковы временные рамки работы объединения?


- Мы пока поставили себе время до конца 2009 года, но ход экономических событий показывает, что придется поработать дольше. Динамика сейчас такова, что просвета не видно.


- Как Вы расцениваете ситуацию в стране на сегодняшний день?


- По нашим наблюдениям, страна переживает кризис намного хуже, чем другие экономики мира. Официальная пропаганда говорит об обратном: мы переживаем кризис мягче благодаря мудрой политике и накопленным резервам. Но на самом деле, по многим показателям мы гораздо хуже. Первый - конечно, курс национальной валюты. Больше нас девальвация только на Украине. С начала кризиса рубль упал на 44%. После этого разговоры о перспективах нацвалюты как резервной выглядят смешно. Для сравнения, Китай девальвировал юань только на 0,6%.
Нигде так не рухнул фондовый рынок, как у нас. В пять раз. На 80% - РТС был 2500 пунктов, стал - 500. Такая колоссальная декапитализация означает, что в мире нет никакого доверия к нашим компаниям и акциям. Соответственно, у нас произошел самый большой в мире отток капитала. По разным оценкам, до 200 миллиардов долларов с осени ушло из России. Сейчас укрепление рубля идет оттого, что вся нацвалюта потрачена на покупку долларов и евро. Мы уже потратили 40% золотовалютных резервов. По разным оценкам — от 220 до 250 миллиардов долларов. Ни одна страна столько из резервного фонда не достала. Плюс ко всему у нас самый высокий уровень инфляции. На фоне спада промышленного производства во всем мире идет дефляция, цены падают. У нас же при падении спроса цена растет. Хуже всего чувствуют себя крупные промышленные регионы, где добывали металл, кокс, уголь, делали строительные материалы. По Петербургу эта волна тоже ударит очень сильно. Здесь и порт, перевозки ж/д. Их доходы снизились. Кроме того, начнут вставать автомобильные заводы.


- На сколько стране хватит резервов для поддержания экономики?


- Ситуация катастрофическая. 40% уже потрачено. Учитывая то, что российская нефть стоит уже около 40 долларов за баррель, а оптимистический прогноз по ВВП — 0%, средний — минус 2,5%, а пессимистический — минус 10%, то наш бюджет, рассчитанный по показателям 70 долларов за баррель и ВВП в 6%, ни в какие ворота не лезет. При этом, в начале года правительство обещало выделить 7 триллионов рублей банкам, финансовым институтам, предприятиям. 7 триллионов — это три четверти федерального бюджета. Как ожидается, доходы бюджета снизятся на 3 триллиона рублей. Итого, доходы плюс резервы составят 12 - 12,5 триллионов рублей. Из них 9 триллионов рублей — уже утвержденные расходы, 7 триллионов — пообещали на борьбу с кризисом, от 1 до 2 триллионов рублей — уйдет в региональные бюджеты, 1,5 — на рекапитализацию банков. В итоге, дефицит может достичь 10-13 триллионов рублей, то есть 25% ВВП. Такого не было с августа 1991 года перед распадом СССР. Если профинансировать существующую антикризисную программу, то резервы кончатся в июле.


- Насколько, на Ваш взгляд, повлияет на уровень жизни населения девальвация?


- Наши власти говорят, что девальвация оздоровит экономику, запустит рабочие процессы. Но все забывают, что население получает зарплату в рублях. И страна не обеспечивает себя ни продуктами, ни лекарствами, ни техникой. По некоторым позициям объем импорта занимает до 90%. Так что для нас девальвация рубля автоматически означает бешеный рост цен.


- Есть ли пример верной антикризисной политики?


Хорошие приоритеты для себя расставил Китай. Они начали стимулировать внутреннее потребление. У нас все наоборот. Собрались поддерживать предложение. Составили список из 250 предприятий. Будут финансировать выпуск «жигулей», которыми потом заставят все площадки. Жители Тольятти, конечно, будут работать и получать зарплату, но государственные деньги будут уничтожены. Потому что, если ты поддерживаешь предложение, на которое нет спроса, ты сжигаешь деньги.
Еще китайцы занимаются структурной реформой. Они решили поддерживать отрасли: широкополосный интернет, порты, инновационное производство. Кроме того, они запускают программу стимулирования технического перевооружения. Китайцы собрались тратить свои золотовалютные резервы на закупку технологий.
При этом, у них хватает средств на расширение соцзащиты. Они начали выплачивать пенсии крестьянам. Чем опять же стимулируют спрос. И главное, что выполняется — поддержание стабильности юаня.


- Что Вы считаете главной ошибкой руководства страны во время кризиса?


- Безоглядную поддержку монополий. Абсурдно повышать тарифы, когда падает спрос и энергопотребление. Во всем мире тарифы снижаются. Но наши монополии повышают. Иначе им не рассчитаться с внешними долгами. И государство во всем их поддерживает. И потом, объясните, почему мы должны спасать Дерипаску. Он должен иностранным инвесторам 15 миллиардов долларов. Пусть он отдает своими активами. Нам абсолютно безразлично, кто владеет «Русалом» - западные инвесторы или Дерипаска. Но на этом мы можем сэкономить часть резервов, направить их на поддержку рубля. Социальную защиту, малый бизнес, но наше государство идет другим путем. Оно гасит внешние долги наших олигархов, спасая их титул и собственность. У нас получается, если гражданин не отдал долг, у него отбирают квартиру, а если Дерипаска не отдал, то ему помогает государство.


- Какие меры нужно принять, чтобы изменить ситуацию?


- Нужно снижать налоги. Это делают во всем мире. Элементарно: деньги остаются у вас в кармане и вы сами принимаете решение, куда их инвестировать.


- На что надеются наши власти? Что может переломить ход кризиса?


- Шувалов прямо сказал в Давосе, что мы надеемся только на Барака Обаму. Если начнется восстановление американской экономики, возрастет спрос на нефть, металл и лес-кругляк. Но здесь возникает очень интересный момент: мне кажется, что сейчас в верхах начнется драка. Кого-то придется оставить без господдержки. Я был поражен, когда увидел, как меняется окружение Медведева. В совете по правам человека теперь Ирина Ясина, Елена Панфилова, Кирилл Кабанов. Весь состав «Открытой России», который еще несколько месяцев назад был в «черных списках». Это явный признак расхождения между Путиным и Медведевым.


- Какова, на Ваш взляд, картина нашего ближайшего будущего? Мы уже достигли дна кризиса?


- Пессимистический прогноз таков: нефть — 30 долларов за баррель, рубль за доллар — 60, безработица — 15%, полный коллапс экономики, социальные невыплаты, остановка перевозок, замороженные города.

- Какой будет выход? Революционный или клановый?


- Есть две стратегии: путинская и ельцинская. Они принципиально разные. Стратегия Ельцина была максимальная децентрализация. Ельцин в свое время понимал, что денег нет и не будет, и он дал власть губернаторам, сделал губернаторские выборы и наделил их полномочиями. В результате это сработало. Губернаторы что-то делали, крутились, развивали малый бизнес. Стратегия Владимира Владимировича — закручивание гаек. Но тут нужно помнить, что когда-нибудь сорвет.


- Стоит ли ждать социальной катастрофы?


- Не думаю. Наши люди уже адаптировались к кризисам. Мы пережили и 91, и 93-й, и 98-й. Люди в таких ситуациях делают просто: уходят в себя, сокращают расходы. Наши люди не выходят на улицы, не бастуют. У нас разрозненное общество, никто никому не верит. Оппозиция стране нужна, но сейчас нужна не уличная, а интеллектуальная оппозиция. Которая подскажет, как нужно делать, чтобы выбраться из кризиса. Пока популярность правящих очень высока, но к лету она упадет, и тогда будет шанс. До политического кризиса осталось не так долго. По моим подсчетам, он наступит уже осенью 2009 года. Все началось с финансового кризиса, когда все смеялись над биржевиками, потерявшими деньги. Потом он перерос в экономический кризис. Весной-летом наступит социальный коллапс с безработицей и дороговизной. А уже осенью кризис перейдет в политическую плоскость.


- Какой Вы видите идеальную Россию?


- Это должна быть страна с демократической политической системой, с либеральной рыночной экономикой. У нас не должно быть монополий. Я сторонник интеграции в Европейский союз. У нас очень много связей и человеческих, и экономических, и торговых. Лет за 20 можно пройти безвизовый режим, потом ассоциацию, гармонизацию законодательства, потом уже общие стандарты.


- Каким из кризиса выйдет мир?


- Более экономным. Он будет меньше потреблять. Контролировать кредиты, чтобы не раздавались деньги на плохие проекты. Мир выйдет более здоровым финансово. Более энергоэкономичным. Мир будет лучше через 2-3 года.

"Фонтанка.ру"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях