Обещанная премьером помощь почти на 200 млрд руб. до автопрома пока не дошла. Подписаны только постановления о госзакупке машин на 12,5 млрд руб. и субсидировании автокредитов на 6 млрд руб.
Как пишут «Ведомости», обсудив вчера с руководителями автоконцернов, как выполняются поручения Владимира Путина, вице-премьер Игорь Сечин признал, что пока сделано немного, говорят участники совещания. Вице-премьер попросил министерства «ускориться», подтверждает чиновник правительства. Ведь ситуация не становится легче: в январе продажи легковых автомобилей и LCV упали более чем на 30%.
Кому сколько
«КамАЗ» попросил госгарантии на 4,5 млрд руб., «Соллерс» – примерно на 5 млрд руб., группа «ГАЗ» претендовала на 20 млрд руб., но максимум, предполагаемый постановлением правительства, – 10 млрд руб. «АвтоВАЗ» заявку пока не оформил, сказал источник на заводе.
Путин в декабре пообещал автоконцернам 200 млрд руб. Пока подписано всего два постановления правительства: о выделении 6 млрд руб. на субсидирование ставок по автокредитам и 12,5 млрд руб. федеральным ведомствам на закупку отечественной автотехники (и то и то — на 2009-2011 годы). Но и эти деньги надо ждать. Минпромторгу только предстоит составить список моделей, которые попадают в каждую программу. Из мер господдержки действуют лишь повышенные пошлины на импорт иномарок (выросли с 25% до 35%).
Главная проблема автоконцернов — дефицит оборотных средств — так и не решена. В качестве «лекарства» были обещаны госгарантии по кредитам на 35 млрд руб. и выкуп облигаций на 60 млрд руб. Постановление о госгарантиях так и не подписано, хотя заявки на них Минпромторг вовсю собирает, сетует сотрудник одного из автоконцернов. Проект постановления о госгарантиях предполагает, что компания может предоставить их в качестве обеспечения лишь по половине кредита, оставшуюся сумму она гарантирует сама (оборудованием, акциями и проч.). Но такой механизм не устраивает банки, отмечают сотрудники нескольких автоконцернов, поэтому постановление и не подписано. В случае дефолта банк не сможет сразу потребовать компенсации от государства — сначала он должен будет получить через суд обеспечение компании, объясняет один из собеседников «Ведомостей». Фактически банки смогут вернуть деньги, только если дело дойдет до банкротства, добавляет другой.
Проблемы возникли и с облигациями. ВЭБу их выкупать пока не разрешено. В правительстве дали понять, что выкупа может вообще не быть, говорит топ-менеджер автоконцерна.
Представители ВЭБа, Сбербанка, ВТБ, Газпромбанка от комментариев отказались.
Не поступили деньги и в лизинговую систему. Путин обещал около 43 млрд руб. трехлетних кредитов по ставке не выше ставки рефинансирования ЦБ. Минфин денег не дает — считает, что это слишком дешево, рассказывают сотрудники двух автоконцернов.
Для госзакупок автотехники предполагается и региональная программа на 20 млрд руб. Минрегионразвития они выделены, но ведомство решило распределить их между всеми регионами. Между тем 30% регион должен финансировать сам, а к этому не все готовы, предупреждает сотрудник автоконцерна. К примеру, чиновник Самарской области говорит, что покупать продукцию «АвтоВАЗа» область не собирается. Чиновник Минрегионразвития уверяет, что программа будет запущена в ближайшее время.
Представители группы ГАЗ, «Соллерса», «АвтоВАЗа», «Камаза» от официальных комментариев отказались. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков успокоил: все решения со временем будут выполнены.
Путинская помощь до автопрома не дошла
ПО ТЕМЕ