"АвтоВАЗ", на складах которого скопился двухмесячный запас автомобилей, намерен до марта разработать две новые программы автокредитования. Ставки по действующей программе "АвтоВАЗа" значительно превышают ставки западных автоконцернов, однако в новой будут участвовать госбанки, то есть ставки по кредитам могут быть субсидированы.
"АвтоВАЗ" разрабатывает две собственные программы потребительского кредитования, рассказал президент завода Борис Алешин на форуме "Россия-2009". Первая программа, уточнил топ-менеджер, будет опираться на собственные средства "АвтоВАЗа", а для второй будут привлекаться деньги банков. Какие именно банки будут партнерами "АвтоВАЗа", Борис Алешин не уточнил, пообещав раскрыть подробности программы в марте.
По словам двух источников "Коммерсанта" на "АвтоВАЗе", партнерами завода, скорее всего, будут ВТБ и Сбербанк. Размер процентных ставок, а также модели, на которые будет распространяться программа, пока обсуждаются.
У "АвтоВАЗа" уже есть программа автокредитования под названием "АБД Кредит", партнером в ней является подконтрольный заводу банк "Автомобильный банкирский дом". Процентная ставка варьируется в пределах 21-23%. Кроме того, у дочернего "АвтоВАЗу" дилерского холдинга "Лада-Сервис" также есть собственная кредитная программа вместе с банком ВТБ 24 и "Русфинанс Банком". Ставка по кредиту там составляет 22%.
Сейчас "АвтоВАЗ" переживает кризис сбыта. На складах завода скопилось 110 тысяч автомобилей, то есть двухмесячный объем производства. Вчера Борис Алешин пояснил, что осенью 2008 года в условиях начавшегося кризиса завод "сознательно работал на склад", так как ожидал постепенной девальвации рубля и решил, что в этих условиях выгоднее накопить остаток из собранных автомобилей, нежели денежные средства. С точки зрения производственного менеджмента, наверное, это решение здравое, соглашается аналитик Банка Москвы Михаил Лямин, но "с точки зрения финансового — вряд ли". Аналитик не верит, что "АвтоВАЗ" осенью располагал "сколь-нибудь значительной суммой", и напоминает, что сейчас завод расплачивается с поставщиками не деньгами, а векселями. Впрочем, источники "Ъ", близкие к "АвтоВАЗу", напоминают, что за собранные автомобили завод накопил "некий долг" перед поставщиками "и теперь этот долг тоже девальвируется", поэтому решение накопить складской запас "было в любом случае выгодным". Но теперь "АвтоВАЗ" намерен начать расчищать складские запасы, и программа автокредитования должна стимулировать продажи. Сколько в нее будет вложено собственных средств, на заводе не говорят.
Программы по автокредитованию западных концернов всегда были выгоднее, чем российских. Например, владелец блокпакета "АвтоВАЗа" Renault каждый четвертый свой автомобиль в России продает через программу "Renault-Кредит", ставка по которой не превышает 12-13%, а при неблагоприятной рыночной ситуации снижается до нуля. Вчера в российском офисе Renault "Ъ" сказали, что участвовать в разработке новых кредитных программ "АвтоВАЗа" пока не собираются. Впрочем, говорит Михаил Пак из ИФК "Метрополь", если партнерами новых программ "АвтоВАЗа" станут Сбербанк и ВТБ, то они, как госбанки, смогут субсидировать часть ставки завода по кредиту. Совместные со Сбербанком и ВТБ программы есть у ОАО "Соллерс" (действуют с осени 2008 года), ставка по ним составляет от 10,4%, но при необходимости снижается до нуля, говорит представитель "Соллерса" Сергей Ильинский. В конце 2008 года премьер Владимир Путин обещал, что одним из элементов господдержки авторынка станет субсидирование кредитов на покупку автомобилей дешевле 350 тысяч рублей. Вся продукция "АвтоВАЗа "попадает в этот сегмент.
Дмитрий Беликов, фото Олега Харсеева, Коммерсантъ