Под Новый год, в середине декабря, дела привели меня на юго-запад Франции.
В удивительном курортном городе Биаррице (Biarritz) вместе с почетным генеральным консулом России Александром де ла Серда мы готовим серьезный международный форум. По завершении серии переговоров в частной беседе мэр Биаррица Дидье Боротра пригласил нас на открытие только что построенного комплекса зданий местного университета – Universite de Pau et des Pays de l'Adour.
Этот университет – крупный европейский учебный и исследовательский центр, разместившийся сразу в нескольких французских городах; в Биаррице же открывался не просто комплекс зданий, а серьезная площадка, включающая несколько учебных и административных комплексов, современную библиотеку, научный блок, систему многоярусных аудиторий, студенческое общежитие и даже университетский ресторан. Кстати, все это было построено за два года на деньги регионального и городского бюджетов.
Мы приехали на мероприятие заранее. Посмотреть было на что. Так, на площадке перед входом в университет собралась большая группа молодежи – человек 500. Ребята и девушки (все – явно не старше 18 лет) держали перед собой самодельные плакаты и транспаранты. Генеральный консул объяснил мне, что это учащиеся лицеев (по нашему – школьники старших классов) протестуют против проводимой французским правительством реформы в отношении их учебных заведений.
Молодежь вела себя достаточно тихо. Видя того или иного знакомого им чиновника, они поднимали чуть выше плакаты и чуть громче скандировали свои лозунги. Их отделяло от места церемонии метров пять. Не было ни полицейского оцепления, ни металлических ограждений, ни просто натянутой ленты. Никаких барьеров! Между официальными лицами и митингующими бродили журналисты. Я насчитал 15 телекамер и около двух десятков фотокорреспондентов. Иногда казалось, что пресса с большим интересом реагирует на манифестантов, чем на высоких чиновников и начинающееся мероприятие.
Постепенно собрались все официальные лица. Мэры ближайших городов, несколько депутатов Парламента Франции, два сенатора, руководители и особо значимые депутаты региона Аквитания, сам губернатор Аквитании Ален Руссе и его замы. С митингующими переговоры никто не вел. И это естественно, поскольку протест высказывался в отношении действий центральной французской власти, а здесь собралась в основном региональная.
Губернатор вместе с наиболее влиятельными чиновниками и депутатами сделал несколько шагов в сторону митингующих, видимо, собираясь им что-то объяснить. Но манифестанты в мгновение обрели активность и в их возгласах утонули слова губернатора. А далее произошло самое неожиданное: молодежь одновременно достала припасенные заранее куриные яйца. И в нас полетело одновременно 400-500 яиц… В течение 10-15 секунд, пока официальные лица (и ваш покорный слуга среди них) пытались скрыться в холле университета, каждый из нас сумел получить минимум по 5-8 яиц в разные места. Особенно пострадали от яйцеметания головы и костюмы официальных лиц. С пиджаков на брюки и ботинки сползала желточно-скорлупная смесь. Губернатор был похож на воскресный омлет у многодетной семьи. И… улыбался. Думаю, яйцеметателями по нам было выпущено не менее 3000 штук. Хорошо, что не тухлых…
Внутри здания, за стеклянной стеной холла университета официальные лица обтирались кто чем мог. Я разыскал в глубинах куртки носовой платок и пытался вместе со всеми привести в порядок свою одежду, лицо, волосы... Получалось с трудом. Желток оставлял яркие пятна на свитере и куртке, а белок с прочностью суперклея фиксировал волосы.
Тем временем лицеисты достреливали свой яйцезапас по стеклянному фасаду университета. Вместе с губернатором мы наблюдали, как дальше будут разворачиваться события. После яиц лицеисты-манифестанты пустили в ход разноцветные дымовые шашки, фальшфейеры и петарды... Все это взрывалось, дымило, горело. Обстановка была «по-доброму» предновогодней...
Тем не менее местного ОМОНа не было. Правда, вскоре подъехали десятка два полицейских – и стали мирно прогуливаться между входом в здание университета и митингующими, как бы не давая лицеистам прорваться в здание. Впрочем, те и так не собирались захватывать здание.
Официальные лица, продолжая вытираться, как ни в чем не бывало пошли осматривать новые здания университета. Я представлял, как бы это было у нас. Сознание рисовало страшные картины: Матвиенко в желтке, Тюльпанов в белке, Клебанов в скорлупе... Журналисты вытирают последствия яичной атаки с жилеток "Пресса". Кругом ОМОН. Задержания. Визг. Крики. Суды. Какой-то яичный марш несогласных получается... Да и какие у нас могут быть манифестанты с десятком яиц в кармане – да еще рядом с официальными лицами? Кто их допустит? Тем более, акция несовершеннолетних – да еще и в таком количестве? Кто разрешит?
Но еще более фантастическим казалась содержательная часть сюжета. Представьте: старшеклассники Питера борются с не правильной (на их взгляд) реформой средней школы. Выходят на улицы. Организуют митинги. Пишут транспаранты. Ждут приезда официальных лиц. И опять: яйца, Матвиенко, Тюльпанов, Клебанов... И всё это сами. Без учителей и родителей. Полный бред!
Шел фуршет. Рядом стоял мэр Биаррица, чуть ранее также «обласканный» школьным яйцом: «Алексис, вы всё еще хотите проводить в Биаррице международный форум?».
Я не знал, как правильно ответить мэру. Но тут обстановку разрядил парнишка в костюме Санта-Клауса и… Губернатор. Проходя мимо нас, они о чем-то оживленно говорили, взмахивали руками, смеялись.
«Кто это?» – спросил я мэра, показывая на Санта-Клауса.
«А-а-а… это один из манифестантов. Ребята послали его извиниться за наши испорченные костюмы...».
Слова мэра произвели на меня впечатление. Фантазия запаниковала и сдуру воспроизвела слова Бориса Грызлова, недавно сказанные им в Великом Устюге. Там, на родине Деда Мороза, спикер Госдумы сказал, что подарки российским детям может приносить только настоящий сказочный персонаж - Дед Мороз, а его заграничного конкурента Санта-Клауса обозвал «обманщиком и нелегальным иммигрантом»…
Я механически протер слипшиеся от яичной смеси волосы. Настроение явно улучшилось. Теперь я точно знал, в чем разница между их Санта-Клаусом и нашим Дедом Морозом...
В чем разница между их Санта-Клаусом и нашим Дедом Морозом
Написать комментарий
Алексей Лушников
Автор мненияПО ТЕМЕ
Станьте автором колонки